Постановления

18.12.14 О толковании статьи 37 Кодекса об Административных Проступках Азербайджанской Республики с точки зрения статьи 306.1 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

Пленума Конституционного Суда

Азербайджанской Республики 

О толковании статьи 37 Кодекса об Административных Проступках Азербайджанской Республики с точки зрения статьи 306.1 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики 

18 декабря 2014 года                                                                 город Баку 

Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики, в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой, Судабы Гасановой, Ровшана Исмаилова, Джейхуна Гараджаева, Рафаэля Гваладзе, Махира Мурадова, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева (судья-докладчик),

c участием секретаря судебного заседания Эльмаддина Гусейнова,

представителей заинтересованных субъектов - судьи Губинского районного суда Замина Тахирова, старшего консультанта отдела Административного и военного законодательства Апарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Эльдара Аскерова,

эксперта - заведующего кафедрой Уголовного права и криминологии Бакинского государственного университета, доктора юридических наук, профессора Фирудина Самандарова,

специалистов - председателя Уголовной коллегии Верховного Суда Азербайджанской Республики Шахина Юсифова, старшего следователя Следственного управления Министерства Юстиции Азербайджанской Республики Эльмана Яхьи,

в соответствии с частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, в открытом судебном заседании по особому конституционному производству, на основании обращения Губинского районного суда, было рассмотрено конституционное дело о толковании статьи 37 Кодекса об Административных Проступках Азербайджанской Республики.

Заслушав доклад судьи по делу К.Шафиева, выступления представителей заинтересованных субъектов и специалистов, заключение эксперта, изучив и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики 

У С Т А Н О В И Л: 

Губинский районный суд, обратившись в Конституционный Суд Азербайджанской Республики (далее - Конституционный Суд), попросил дать толкование статьи 37 Кодекса об Административных Проступках Азербайджанской Республики (далее - Кодекс об Административных Проступках) с точки зрения статьи 306.1 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики (далее - Уголовный Кодекс) и Постановления Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года «О  толковании статьи 306.1 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики» (далее - Постановление Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года).

В обращении указано, что 25 октября 2011 года Р.Бабаев был признан Губинским районным судом виновным по статье 313-1.1 Кодекса об Административных Проступках, в связи с неисполнением, по неуважительной причине, законного требования исполнительного чиновника, связано с исполнением решения Губинского районного суда от 24 сентября 2010 года, и приговорен в административном порядке к наказанию в виде административного ареста сроком на 3 дня. Исполнение административного взыскания, применяемого в отношении Р.Бабаева, завершилось 28 октября 2011 года. Постановлением следователя Следственного управления, Министерства Юстиции Азербайджанской Республики от 25 ноября 2013 года было возбуждено уголовное дело по статье 306.1 Уголовного Кодекса, по факту неисполнения Р.Бабаевым вступившего в законную силу решения Губинского районного суда от 24 сентября 2010 года.

Обратившийся отмечает, что в Постановлении Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года указанно, что состав преступления, предусмотренный статьей 306 Уголовного Кодекса, возникает в случае повторного злостного неисполнения исполнительного документа лицом, после привлечения его к административной ответственности по статье 313-1.1 Кодекса об Административных Проступках за не исполнение судебного акта.

Согласно статье 37 Кодекса об Административных Проступках, если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного проступка, то это лицо считается не привлеченным к административной ответственности.

Обратившийся считает, что статья 37 Кодекса об Административных Проступках создает определенные трудности в судебной практике в связи с установлением наличия правового основания для привлечения к уголовной ответственности лица на основании статьи 306.1 Уголовного Кодекса и Постановления Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года.

Так, согласно некоторым подходам, признание лица, подвергнутого административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершившего нового административного проступка, лицом, не привлеченным к административной ответственности, исключает привлечение его к уголовной ответственности по статье 306.1 Уголовного Кодекса. В Постановлении Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года привлечение лица к административной ответственности по статье 313-1.1 Кодекса об Административных Проступках для возникновения уголовной ответственности, предусмотренной статьей 306 Уголовного Кодекса, устанавливается как императивный порядок. А истечение срока одного года со дня фактического окончания срока исполнения взыскания, административную ответственность, необходимую для привлечения лица к ответственности по статье 306 Уголовного Кодекса.

В связи с обращением Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.

Согласно частям I  и II статьи 129 Конституции Азербайджанской Республики (далее - Конституция), Суды выносят решения от имени государства и исполнение этих решений обязательно. Неисполнение решения суда влечет установленную законом ответственность.

Обязательность исполнения решений суда нашло отражение также и в статье 5 Закона Азербайджанской Республики «О судах и судьях».  На основании данной статьи по осуществленному производству дел суды выносят постановления, приговоры, определения и решения от имени Азербайджанской Республики. Эти решения, приобретающие законную силу в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, должны быть обязательно, своевременно и точно исполнены на территории Азербайджанской Республики всеми физическими и юридическими лицами. Неисполнение приобретающих законную силу решений суда влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Азербайджанской Республики.

В статье 60 Конституции гарантируется защита прав и свобод каждого в суде.

Правовая позиция сформирования Пленумом Конституционного Суда, в связи с правом на справедливое судебное разбирательство состоит в том, что правосудие, по сути, должно отвечать понятию справедливости и обеспечивать действенное восстановление прав.

Право на судебное обеспечение включает не только обязанность рассмотрения жалоб граждан и вынесение законного, обоснованного и справедливого решения. Это обеспечение также предусматривает исполнение принятых судебных актов. Так, одним из важных элементов правосудия является достижение своевременного и полного исполнения решений суда. В противном случае, несвоевременное исполнение данных решений считается нарушением права на справедливое судебное разбирательство.

Право на справедливое судебное разбирательство нашло отражение и в Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (далее – Конвенция). Согласно требованию статьи 6 Конвенции каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Согласно позиции Европейского Суда по Правам Человека (далее – Европейский Суд), касающейся исполнения вступивших в законную силу судебных актов, если бы внутренняя правовая система стран-участниц позволяла оставить без исполнения в ущерб одной из сторон обладающей обязательной силой решение суда, то право на судебное разбирательство стало бы призрачным правом. Если бы пункт 1 статьи 6 Конвенции обстоятельно описывал представленные сторонам процессуальные гарантии (справедливое, открытое и своевременно проводимое судебное разбирательство), по делу, при этом не защищал право исполнения судебных решений, то это было бы непонятно. Толковать отмеченную статью только как статью, связанную с обращением в суд и ведением производства, по-видимому, привело бы к ситуациям, противоречащим принципу верховенства закона; в то время как государства участники, при ратификации Конвенции, обязались уважать данный принцип. Поэтому, для целей статьи 6 Конвенции, исполнение решений, вынесенных тем или иным судом, следует считать неотъемлемой составной частью «судебного разбирательства» (Решение по делу Хорнсби против Греции от 19 марта 1997 года, §40).

Европейский Суд также отметил, что задержка исполнения судебного решения в особых случаях может быть оправдана. Однако эта задержка не должна приводить к нарушению сути права, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции (Решение по делу Бурдова против России от 7 мая 2002 года, §35).

Закон Азербайджанской Республики «Об исполнении» (далее – Закон «Об исполнении») всесторонне и точно регулирует порядок и условия обязательного исполнения судебных решений. Так, Глава III данного Закона, определяет меры принудительного исполнения и основы их применения, Глава IV - порядок направления требования на имущество должника, а Глава VI - порядок направления требования на заработную плату и другие доходы должника.

Под словами неисполнение постановления, приговора, решения, или других актов, суда понимается неисполнение лицом, которое должно выполнить те или иные действия для осуществления исполнения поступивших для исполнения, приговора, определения, решения или приказа суда, этих действий в установленный законом срок. В Постановлении Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года указано, что злостное неисполнение судебных актов, как правило, понимается как результат бездействия. Должник не выполняет определенные действия для исполнения решения. Наравне с этим, неисполнением может считаться и осуществление должником определенных действий.

В статье 306.1 УК предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу решения, приговора, определения, постановления или приказа суда или воспрепятствование исполнению данных судебных актов.

В Постановлении Пленума Конституционного Суда от 15 февраля 2008 года «О толковании статьи 265.5 Гражданско-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики и статьи 82.3 Закона Азербайджанской Республики «Об исполнении судебных решений»» указано, что в структуре статьи 82 Закона Азербайджанской Республики «Об исполнении судебных решений» законодательством использовалась административная преюдиция. А также, при продолжении противозаконного поведения должника, после административной ответственности, установлена возможность привлечения его к уголовной ответственности исключительно на основании представления руководителя соответствующего органа, структуры судебных исполнителей в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.

В уголовном законодательстве административная преюдиция, с одной стороны исключает ненужную криминализацию деяния, а с другой - создает возможность для предотвращения преступления посредством привлечения  лица к ответственности за аналогичное правонарушение.

В этом случае, административное взыскание считается правовым средством в борьбе не только с административным правонарушением, но и преступлением. Так, лицо, совершившее административное нарушение и привлеченное за это к административной ответственности, предупреждается о том, что в случае повторного совершения аналогичного нарушения будет привлечено к уголовной ответственности. Безрезультатность привлечения к административной ответственности, доказывает несостоятельность воспитательного, предупредительного воздействия данного административного взыскания. В этом случае, обвиняемое лицо привлекается к уголовной ответственности.

Время исполнения административного взыскания и предусмотренный законом срок после его исполнения являются сроком признания лица привлеченным к административной ответственности. Факт совершения лицом, в течение этого срока  нового административного проступка может повлечь для него негативные последствия правового характера (обстоятельство, отягчающее административную ответственность, и классифицирующий признак для применения более строгого административного взыскания). Срок погашения административного взыскания считается испытательным сроком, в течение которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать свое исправление.

Административная преюдиция в уголовном праве нашла отражение и в Постановлении Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года. На основании данного Постановления состав преступления, предусмотренный статьей 306 Уголовного Кодекса, возникает после привлечения лица к административной ответственности по статье 313-1.1 Кодекса об Административных Проступках. Однако, привлечение лица к административной ответственности по статье 313-1.1 Кодекса об Административных Проступках, не может являться безоговорочной причиной привлечения его к уголовной ответственности по статье 306 Уголовного Кодекса. После привлечения лица к административной ответственности необходимо выяснить, является ли неисполнение лицом судебного решения преднамеренным или препятствует ли оно исполнению судебных актов, и только при наличии данного признака может быть начато уголовное преследование.

В Постановлении Пленума Конституционного Суда от 2 октября 2012 года указано, что злостное не исполнение судебных актов можно установить на основании следующего:

-   не исполнение требований, предусмотренных в судебном решении в течение срока, установленного в этом решении;

-   неоднократное официальное предупреждение должнику о неисполнении судебного решения;

-   привлечение должника к административной ответственности за неисполнение судебного решения;

-   не принятие должником достаточных мер для исполнения судебного решения;

-   наличие у должника фактических возможностей для исполнения судебного решения. В то же время, сокрытие имущества и денежных средств, на которые может быть направлено требование, отчуждение имущества с целью уклонения от исполнения, уклонение от исполнения судебного решения путем выплаты необходимой суммы, при наличии возможности полностью погасить долг оценивается как злостное неисполнение судебных актов.

Наряду с выше указанным, учитывая то, что вопрос исполнения судебных решений постоянно представляет особое значение, Пленум Конституционного Суда считает, что компетентные  государственные органы должны своевременно принять все необходимые меры, связанные с исполнением судебных решений.

Пленум Конституционного Суда также отмечает, что неисполнение судебного решения является длительным преступлением. Длительное преступление выражается в непрерывном осуществлении, в течение длительного времени, определенного состава преступления и не оканчивается совершением преступного деяния.

В этом контексте, Пленум Конституционного Суда считает, что требования статьи 37 Кодекса об Административных Проступках не исключает привлечения к уголовной ответственности за неисполнение судебного решения.

Пленум Конституционного Суда также отмечает, что требования статьи 37 Кодекса об Административных Проступках относятся к лицам, совершившим нарушение административного характера и привлеченным в результате этого  к административной ответственности. Так, повторное совершение лицом, получившим административное взыскание за административный проступок, аналогичного проступка в течение года, является классифицирующим признаком для применения в отношении него более строгого административного взыскания.

На основании вышеуказанного, Пленум Конституционного Суда приходит к такому выводу, что если лицо, в отношении которого, в соответствии со статьей 313-1.1 Кодекса об Административных Проступках, применено административное взыскание, продолжает преднамеренно отказываться исполнять требования судебного акта, то будет привлечено к уголовной ответственности по статье 306.1 Уголовного Кодекса. На эти обстоятельства требования статьи 37 Кодекса об Административных Проступках не распространяются.

Руководствуясь частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 60, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики, 

П О С Т А Н О В И Л: 

1. Если лицо, в отношении которого, в соответствии со статьей 313-1.1 Кодекса Азербайджанской Республики об Административных Проступках, применено административное взыскание, продолжает преднамеренно отказываться исполнять требования судебного акта, то привлекается к уголовной ответственности по статье 306.1 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики. На эти обстоятельства требования статьи 37 Кодекса Азербайджанской Республики об Административных Проступках не распространяются.

2. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

3. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».

4. Постановление является окончательным и не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.  

Председатель                                                         Фархад Абдуллаев