Постановления

19.12.12 О толковании статей 666.1, 670.1, 670.3 и 673.1 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
Пленума Конституционного Суда
Азербайджанской Республики
 
О толковании статей 666.1, 670.1, 670.3 и 673.1
Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики 
 
19 декабря 2012 года                                                                                город Баку
 
Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой (судья-докладчик), Судабы Гасановой, Ровшана Исмаилова, Джейхуна Гараджаева, Рафаэля Гваладзе, Махира Мурадова, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева,
с участием секретаря суда Исмаила Исмаилова,
представителей заинтересованных субъектов - судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики, доктора философии по праву Багира Асадова, старшего консультанта отдела Экономического законодательства Апарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Васифа Амирасланова,
специалиста - судьи Бакинского апелляционного суда Ильгара Демирова,
эксперта - доцента кафедры гражданского права Бакинского государственного университета, доктора философии по праву Азада Талыбова,
в соответствии с частью IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке особого конституционного производства конституционное дело на основании запроса Верховного Суда Азербайджанской Республики о толковании статьей 666.1, 670.3 и 673.1 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики.
Заслушав по делу доклад судьи С.Салмановой, выступления представителей заинтересованных субъектов и специалиста,  заключение эксперта, исследовав и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
 
УСТАНОВИЛ:
 
Верховный Суда Азербайджанской Республики (далее - Верховный Суд) обратившись с запросом в Конституционный Суд Азербайджанской Республики (далее - Конституционный Суд), просит дать толкование статей 666.1, 670.1, 670.3 и 673.1 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики (далее - ГК).
Запрос был обоснован тем, что обуславливание какими-либо обязательствами в статьях 670.1 и 670.3, а также в третьем предложении статьи 666.1 ГК дарения, которое по сути указано в первом предложении статьи 666.1 данного Кодекса как безвозмездный договор, не обуславливаемый ответными услугами, противоречит принципу правовой определенности, который является одним из основных элементов верховенства закона.
Согласно выводу стороны подавшей запрос, наличие несоответствия между указанными нормами создает трудности в судебной практике, отрицательно влияет на формирование единой судебной практики и защиту прав собственности граждан.
В запросе также отмечается, что статья 673.1 ГК предусматривает применение отказа от дарения в отношении законченного договора, а не в отношении незаконченного договора и преимущество волеизъявления одной стороны. Хотя договор дарения, является договором, основанным на волеизъявлении не одной, а двух и более сторон, что противоречит требованиям статей 421-424 ГК, устанавливающим основания и правила изменения и расторжения договора.  
В связи с запросом Пленум Конституционного Суда считает необходимым внести ясность в понятие договора, а также обратить внимание на ряд положений ГК, раскрывающих правовую природу договора дарения.
Возникновение прав и обязанностей из гражданских отношений непосредственно связано с договорами (сделками). Сделками признаются одно, двух или многостороннее волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских правовых отношений. Сделки могут быть односторонними и в виде договора (двух или многосторонними). Для заключения договора необходимо согласованное волеизъявление двух сторон (многосторонняя сделка). Во время описания волеизъявления его реальное содержание должно определяться не только по буквальному смыслу, а также на основании разумного суждения (статьи 324.1. 324.2, 324.4 и 324.5 ГК).
Договора, примененные в области отношений регулируемых гражданским правом, охватываются понятием гражданско-правовых договоров и применяются в качестве правового факта, обязательства по договору, документа.
Согласно статье 389.1 ГК, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Следует отметить, что установленная статьей 390 ГК свобода договора является одним из элементов реализации права собственности предусмотренного в статье 29 Конституции Азербайджанской Республики и статье 152.1 ГК. Указанными нормами лицам гарантируется свобода заключать договора и определять содержание данных договоров.
Одним из видов договора предусмотренных в ГК является договор дарения. Договор дарения, являясь одной из существующих сделок выражается в переходе права собственности на имущество или некоторых прав собственности от дарителя одаряемому. Как правило, намерение заключить договор дарения возникает под влиянием личных отношений возникших между дарителем и одаряемым.
Согласно статье 666.1, договор дарения является договором, заключенным при жизни, на основании которого даритель, безвозмездно передав часть своего имущества, обогащает одаряемого; при этом дарение не обусловливается ответными услугами одаряемого. Договор дарения признается заключенным с момента принятия дара одаряемым. Если дарение не обусловлено обязательством, предполагается, что дар принят.
Можно различить следующие особенности договора дарения:
договор дарения - это безвозмездный договор, то есть основывается на бескорыстном волеизъявлении дарителя и исключается получение им выгоды;
увеличивается имущество одаряемого;
прирост имущества одаряемого происходит в результате уменьшения имущества дарителя;
даритель имеет намерение преподнести дар;
имеется согласие одаряемого на получение дара.
Предметом данного договора могут быть вещи, имущественные права (требования) к дарителю или третьему лицу, а также освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом. Не признается дарением исполнение морального или этического долга (статьи 666.2 и 666.3 ГК).
В гражданском законодательстве, существуют реальные и концептуальные формы договора дарения. Договор дарения считается реальным, когда даритель, одарив обогащает одаряемого, то есть наряду к соглашению о заключении данного договора предоставляются имущество и имущественные права (статья 666.1 ГК). А если даритель обещает, одаряемому дар в будущем, то возникает концептуальная форма договора дарения (статья 668.1.5 ГК).
Как видно из вышеуказанных норм, в ГК предусматривается заключение договора дарения между сторонами при жизни дарителя. После смерти дарителя, даже при наличии заверенного в нотариальном порядке  договора дарения государственная регистрация договора дарения и прав собственности одаряемого на имущество не допускаются. Чтобы не создавать коллизию с нормами права наследования гражданское законодательство в императивном порядке запрещает заключение договора об обещании дарения после смерти дарителя, переход дара одаряемому после смерти дарителя и такого рода договора признаются несущественными. К такому виду дарения применяются правила наследственного права гражданского законодательства (статья 670.2 ГК).
Возмездность гражданско-правовых сделок установлена в  законодательстве презумпцией возмездности каждого договора. Так,  договор, по которому сторона должна получить плату или иное возмещение за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Если из ГК, содержания или сути договора не вытекает иное обстоятельство, договор предполагается возмездным (статьи 397.1 и 397.3 ГК).
В безвозмездных сделках стороны не получают друг от друга встречные гарантии.
Согласно статье 397.2 ГК если одна сторона по договору обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного возмещения, то данный договор признается безвозмездным. Договор дарения является безвозмездным договором ввиду того, что не обусловлен никакими ответными услугами со стороны одаряемого, и этот договор считается заключенным с момента принятия дара одаряемым. Как видно, законодатель считает договор дарения заключенным только с момента принятия одаренным дара.
Нормы гражданского законодательства не дают основание утверждать, что договор дарения является возмездным и взамен дара одаряемое лицо несет перед дарителем обязательства направленные на его обогащение. В противном случае эти обязательства противоречили бы понятию, сути и правовой природе договора дарения. С другой стороны, безвозмездность договора дарения в некоторых случаях не освобождает одаряемого от обязательств и условий перед дарителем. Так, даритель может возложить на одаряемого различные обязательства не связанные со своим обогащением. Такие обязательства могут быть возложены в пользу государственных, общественных интересов, интересов дарителя или других лиц. Здесь следует учитывать, что обязательство не должно противоречить безвозмездности договора дарения, быть связано с обогащением дарителя или приобретением им какого-либо материального обеспечения.
Нужно отметить, что каждый гражданско-правовой договор имеет свои специфические условия (стандартные условия договора и др. условия) и договора должны заключаться с соблюдением этих условий. Несмотря на то, что согласно статье 666.1 ГК договор дарения, как правило не обуславливается никакими ответными услугами со стороны одаряемого, законодатель не исключает обуславливание договора дарения обязательством, то есть возможности поставить дарение в зависимость от выполнения определенных условий или обязательств.           
 Согласно статье 670.1 ГК дарение может быть обусловлено выполнением условий или обязательств. Если дарение не обусловлено обязательством, то подразумевается принятие дара. То есть даже в случае обуславливания договоров такого вида определенными обязательствами для признания договора заключенным обязательно наличие согласия одаряемого о принятии дара. Обязательство по договору дарения возникает при дарении и выражается в передаче одаряемому предмета дарения.
Если обстоятельства по исполнению прав и обязанностей по договору обладают признаком неопределенности, то договор дарения считается заключенным на основании условий. Если в виде условия указано обстоятельство, которое необратимо (неизбежно) возникнет, то такой договор не может быть признан, как договор дарения заключенный с условиями. Это заранее известный, простой договор дарения без условий, отражающий в себе обещание сделать подарок с определенного времени.
Согласно статье 670.3 ГК, в соответствии с договором дарения даритель и его наследники могут предъявить иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении одаряемым взятых обязательств. Если исполнение обязательства служит общественным интересам, то после смерти дарителя, исполнения может потребовать соответствующий орган исполнительной власти.
Таким образом, если одаряемый заключил договор дарения, обусловленный обязательствами, а потом не отказался от его исполнения, то он несет ответственность за полное и надлежащее исполнение договора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение такого обязательства дает право дарителю, его наследникам, а также соответствующему органу исполнительной власти (если того требуют общественные интересы) предъявляя иск требовать восстановления нарушенных прав.
Наряду с этим следует учесть, что если договор дарения заключен в зависимости от выполнения условий или обязательств, то одаряемый должен исполнить взятые по договору обязательства. По этой причине подача дарителем или его наследниками, соответствующим органом исполнительной власти исков об исполнении обязательств в порядке предусмотренном статьей 670.3 ГК или отказ от договора дарения в случаях установленных статьей 673.1 данного Кодекса, не может быть расценено как нарушение прав одаряемого.
В связи с отказом от дарения Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.
Статьи 421-424 ГК регулируют изменение и расторжение договора. Согласно статье 423 ГК соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если иное не вытекает из данного Кодекса, договора или обычаев делового оборота. Как видим, в ГК, договоре или обычаях делового оборота могут быть установлены иные правила об изменении или расторжении договора.
Статья 673 ГК устанавливает отличающиеся от указанных в статьях 421-424 ГК особый порядок и основания расторжения договора дарения или аннулирования обещания о дарении. Положения данной статьи в общем относятся к отказу как от реального, так и от концептуального договора дарения.
Отмеченное в статье 673.1 ГК положение «отказ от дарения» предусматривает отказ после дарения имущества и его перехода в собственность одаряемого, а не отказ до дарения имущества. Согласно данной статье даритель может отказаться от дарения: если одаряемый совершил тяжкое преступление в отношении дарителя или одного из его близких родственников; если одаряемый грубо нарушил обязанности в отношении дарителя или его близких родственников, возложенные на него в соответствии с семейными правоотношениями; если он, без всяких оснований, не исполняет обязательства, связанные с дарением.
Статьей 673.2 данного Кодекса регулируются случаи аннулирования концептуального договора дарения данного дарителем обещания о дарении и отказа от его исполнения. Кроме случаев указанных в статье 673.1 ГК, превращение имущественных отношений дарителя после обещания дарения в крайне тяжкий груз для него или возникновение не существовавших изначально или существовавших  в очень малом объеме обязательств дарителя по семейно-правовым отношениям, относятся к случаям аннулирования обещания относительно дарения и отказу от исполнения данного обещания.
Восстановление положения сторон, которое было до договора дарения, при отказе от дарения нашло свое отражение в статье 673.4 ГК. Согласно данной статье в случае отказа от дарения, одаряемый обязан возвратить дар, если он находится в его собственности. Если дар утерян или не находится в его собственности, то одаряемый не обязан возвращать дар или возмещать его стоимость, ввиду того что такое обстоятельство не соответствует природе договора дарения, его признаку безвозмездности.
Согласно вышеуказанному, Пленум Конституционного Суда приходит к следующему выводу:
- договор дарения, предусмотренный в статье 666.1 ГК являясь безвозмездным двусторонним договором, признается заключенным с момента принятия одаряемым дара. В соответствии со статьей 670.1 данного Кодекса дарение может быть поставлено в зависимость от выполнения условий или обязательств не связанных с обогащением дарителя;
- в соответствии со статьей 670.3 ГК возможность подачи дарителем и его наследниками иска о неисполнении или ненадлежащем исполнении одаряемым, взятых обязательств по договору дарения, а также возможность требования со стороны соответствующего органа исполнительной власти исполнения такого обязательства, после смерти дарителя, если оно служит общественным интересам, вытекают из заключенного договора дарения;
- статья 673 ГК в независимости от формы договора устанавливает обстоятельства отказа от дарения или аннулирования обещания о дарении и отказа от его исполнения и регулирует правовые последствия такого отказа.
Руководствуясь частью IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 60, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
1. Договор дарения, предусмотренный в статье 666.1 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики, являясь безвозмездным двусторонним договором, признается заключенным с момента принятия одаряемым дара. В соответствии со статьей 670.1 данного Кодекса дарение может быть поставлено в зависимость от выполнения условий или обязательств не связанных с обогащением дарителя.
2. В соответствии со статьей 670.3 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики возможность подачи дарителем и его наследниками иска о неисполнении или ненадлежащем исполнении одаряемым, взятых обязательств по договору дарения, а также возможность требования со стороны соответствующего органа исполнительной власти исполнения такого обязательства, после смерти дарителя, если оно служит общественным интересам, вытекают из заключенного договора дарения.
3. Статья 673 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики в независимости от формы договора устанавливает обстоятельства отказа от дарения или аннулирования обещания о дарении и отказа от его исполнения и регулирует правовые последствия такого отказа.
4. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
5. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».
6. Постановление окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.
  
Председатель                                                     Фархад Абдуллаев