ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПЛЕНУМА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О толковании статьи 1203.1 Гражданского Кодекса
Азербайджанской Республики
13 декабря 2011 года город Баку
Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой, Ровшана Исмаилова, Джейхуна Гараджаева (судья-докладчик), Рафаэля Гваладзе и Исы Наджафова,
с участием секретаря суда Исмаила Исмаилова,
представителей заинтересованных субъектов – судьи Хазарского районного суда Акрама Гахраманова, главного консультанта отдела Административного и военного законодательства Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Фуада Мамедова,
эксперта, исполняющего обязанности заведующего кафедрой Гражданского права Бакинского государственного университета, доктора философии по юридическим наукам Руфата Геюшова,
в соответствии с частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке особого конституционного производства конституционное дело на основании обращения Хазарского районного суда.
Заслушав по делу доклад судьи Джейхуна Гараджаева, выступления представителей заинтересованных субъектов, заключение эксперта, исследовав и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
У С Т А Н О В И Л:
Хазарский районный суд города Баку обратился в Конституционный Суд Азербайджанской Республики (далее – Конституционный Суд) в связи с толкованием статьи 1203.1 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики (далее – Гражданский Кодекс) в совокупности со статьями 1137, 1139 и 1176 данного Кодекса.
В обращении указывается, что Фарида Азимова обратившись в Хазарский районный суд с исковым заявлением против Эсмиры Азимовой и других просила о принятии решения о лишении права получения обязательной доли от имущества, которое в будущем останется после нее в виде наследства, сына Тахира Азимова скончавшегося 10 октября 2008 года и его наследников, сына Вахида Азимова скончавшегося 5 февраля 2009 года и его наследников и дочь Рейхан Азимову.
Представитель Ф.Азимовой Земфира Аскерова (Азимова) в судебном заседании подав ходатайство, просила Хазарский районный суд города Баку принять определение об обращении в Конституционный Суд Азербайджанской Республики (далее – Конституционный Суд) с целью толкования статьи 1203.1 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики (далее – Гражданский Кодекс) в связи со статьями 1137, 1139 и 1176 данного Кодекса. Определением Хазарского районного суда от 14 июня 2011 года ходадайство было удовлетворено, производство по делу приостановлено и в связи с этим вопросом было принято решение об обращении в Конституционный Суд.
В обращении отмечается, что несмотря на то, что ответчики по делу и являются по закону ее наследниками по мнению Ф.Азимовой ее отношения с ними не искренние, ответчики ее обижают, подают необоснованные иски против нее в суд и жалобы в правоохранительные органы. Ф.Азимова считает, что наследники имеют намерение присвоить имущество, находящееся в ее собственности. И поэтому в будущем ответчики должны быть лишены права на получение обязательной доли от имущества, которое останется от нее в наследство. Ф.Азимова исковое требование обосновала статьями 1193, 1203.1 и 1203.2 Гражданского Кодекса.
Таким образом Хазарский районный суд отмечает, что согласно требованию статьи 1193 Гражданского Кодекса дети, родители и жена (муж) завещателя независимо от содержания завещания имеют обязательную долю в наследстве. Эта доля должна составлять половину той доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону (обязательная доля). Однако, обязательная доля не носит абсолютный характер. Согласно статье 1203.2 Гражданского Кодекса лишение права на получения обязательной доли может быть осуществлено наследодателем еще при жизни путем обращения в суд. Согласно требованию статьи 1203.1 данного Кодекса лишение права получения обязательной доли вообще возможно при наличии обстоятельств, являющихся причиной лишения права наследования.
В обращении отмечается, что под «обстоятельствами, являющимися причиной лишения права наследования» понимается факт подтверждения в судебном порядке в качестве недостойного наследника, указанной в статье 1137 Гражданского Кодекса. Однако, Хазарский районный суд считает, что ввиду нечеткого указания этого требования в статье 1201.1 Гражданского Кодекса, есть необходимость в толковании данной статьи в связи со статьями 1137, 1139 и 1176 Кодекса Конституционным Судом.
В связи с вопросом поднятым в обращении Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.
Вопрос о разрешении участи имущества, оставшегося в наследство имеет важное личное и общественное значение. Часть V статьи 29 Конституции Азербайджанской Республики (далее – Конституция) провозглашает конституционную гарантию на обеспечение наследственного права. Эта статья Конституции, провозглашая право на завещание в широком понимании, предусматривает как обеспечение наследственного права, оставление наследства то есть право завещания с одной стороны, принятие наследства, как наследник и право обладания им с другой стороны.
Институт наследственного права регулирует гражданско правовые отношения существующие между семьей и группой норм имущественного права. Институт наследования в определенной степени отражает в себе специфические особенности норм обеих групп (семейных и имущественных). Так, эта особенность института наследственного права выражается, как в обязательном характере большей части правил относящихся к нему, так и в ограничении особыми условиями свободы договора.
Путь развития института наследственного права, отражающего особенности норм семейного и имущественного прав, начал свой еще с Римского права. Так, Римское право не признавало право собственности индивидуума на земельный участок. Земельный участок считался собственностью, принадлежащей какой либо семье или же роду и смерть главы семьи не означало, что данный земельный участок оставался без владельца, только менялись пользователи земельным участком.
Наряду с этим, оставшееся без собственника имущество, принадлежащее умершему лицу, может стать одним из факторов, оказывающим отрицательное действие на развитие общества и экономические отношения. Положение участников экономических отношений определяется платежеспособностью и по этой причине стабильность платежеспособности не должна зависеть от непредвиденных случаев, а также смерти лица. С этой точки зрения развитие общества и экономических отношений привело к объединению долга умершего лица с его имуществом. Так, лицо принявшее имущество по наследству должно было нести ответственность за долги умершего лица. Основываясь на этот принцип порядок перехода имущества наследникам по завещанию принял универсальный характер, и этим имущество переходило не случайным лицам, а именно заранее известным близким родственникам или же лицу установленному завещателем.
В первые периоды формирования института наследственного права был известен только один вид наследственного права – наследование по закону. Правопреемственность имущества умершего лица не могло быть изменена по воле данного лица. В Римском праве это правило выражалось, как «solus deus heredem facere potest, non homo» (только бог может создать наследника, а не человек).
По мере ослабления родовых и племенных отношений также начали индивидуализироваться наследственные отношения. Первые формы этого процесса показали себя в разделе наследственного имущества отцом между своими сыновьями, а также возникновения завещательных поручений (легатарий) (завещание в благотворительных целях) относительно имущества, которое должно достаться наследникам.
Все эти факторы оказали свое влияние на формирование современного института наследства. Так, наряду с ограничениями на основании закона, существующих в институте наследственного права, свобода завещания развивалась наравне со свободой распоряжения имуществом и свободой договора.
В странах отдающих предпочтение романо-германской правовой системе институт наследственного права развивался под влиянием этих традиций. В то же время право получения обязательной доли, ограничивающее свободу завещания, нашло свое место в правовой системе большинства государств.
Несмотря на то, что в большинстве стран относящихся к этой правовой системе размер обязательной доли для всех наследников установлен в одинаковом объеме, в законодательстве некоторых стран размер этой доли установлен по разному. Так, согласно законодательству Германии обязательная доля в наследстве для всех одинакова (половина законной доли), а в законодательстве Швейцарии объем обязательной доли устанавливается по нисходящей линии и составляет для родственников ¾, для родителей ½, для братьев и сестер ¼ от пая которое должно им достаться по закону. Согласно гражданскому законодательству Франции имущество которое может быть свободно завещано наследодателем составляет половину имущества если лицо имеет одного ребенка, 1/3 если имеет двух детей, ¼ если имеет трех и более детей.
На основе принципов Римского права в законодательствах большинства Европейских стран при наличии уважительных причин установлен порядок лишения права обязательной доли в наследстве по желанию наследодателя. Если в некоторых стран и требуется наличие серьезных оснований для лишения (например Германия и Швейцария), то в других (например Россия и Казахстан) законодательством особо не определена необходимость его обоснования.
Так, согласно порядку, установленному § 2333 Германского гражданского уложения наследодатель может лишить имущества по наследству родственника по нисходящей линии при наличии одного из следующих обстоятельств если: наследник посягнул на жизнь наследодателя, его супруга или другого наследника; наследник умышленно грубо обращался лично с наследодателем или его супругом (это принимается в том случае если наследник представитель рода наследодателя); наследник виновен в преступлении или в каком либо другом противоправном действии, совершенном против наследодателя или его супруга; наследник грубо нарушил возложенную на него законом обязанность содержать наследодателя; наследник против воли наследодателя ведет бесчестный или безнравственный образ жизни.
Согласно же статье 1119 Гражданского Кодекса Российской Федерации завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения. В тоже время давать иные распоряжения, которые устанавливают порядки, отменяющие или изменяющие завещание после его исполнения. Вместе с тем Российское гражданское законодательство ограничивает свободу завещания завещателя правом получения обязательной доли в наследстве его несовершеннолетними детьми, нетрудоспособными близкими родственниками и другими лицами. В законодательстве Азербайджанской Республики институт наследственного права и, являющаяся его неотъемлемой частью право обязательной доли в наследстве нашло свое разрешение в порядке схожим с законодательством стран относящихся к романо-германской правовой системе.
Так, согласно статье 1133.1 Гражданского Кодекса имущество умершего лица (наследодателя) переходит к другим лицам (наследникам) по закону или по завещанию либо на обоих основаниях. Наследование по закону (переход имущества умершего лица к лицам, указанным в законе) становится действительным, если отсутствует завещание или завещание признается недействительным полностью или частично (статья 1133.2 Гражданского Кодекса).
Согласно правовой позиции в связи с «обязательной долей в наследстве» сформированной в Постановлении Пленума Конституционного Суда от 20 октября 2011 года «О проверке соответствия статьи 1193Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики частям I и II статьи 13, частям I, II и III статьи 29 Конституции Азербайджанской Республики» обязательная доля в наследстве традиционная часть наследственного права, обладающая социально-экономической и нравственной составляющей. Право обязательной доли играет роль социальной гарантии в отношении определенной категории близких (т.е. к обязательным наследникам) умершего лица. Гражданское законодательство Азербайджанской Республики, исходя из принципа социальной справедливости в наследственном праве, уравновешивая отношения между индивидуумом и государством, гендерные отношения, отношения молодого с пожилым, стабильной семьи и другие отношения, создает равные правовые возможности для определённой категории привилегированных лиц являющихся участником правовых отношений (дети, женщины, люди с физическими отклонениями) по сравнению с другими.
Круг лиц имеющих право на обязательную долю в наследстве в статье 1193 Гражданского Кодекса ограничен. В соответствии с данной статьей дети, родители и супруг (супруга) наследодателя имеют обязательную долю в наследстве, независимо от содержания завещания. Обязательная доля составляет половину доли, причитающейся им при наследовании по закону.
Согласно гражданскому законодательству Азербайджанской Республики каждое лицо может лишить наследства своих наследников на основании завещания. Согласно порядку, установленному в статье 1176 Гражданского Кодекса завещатель может завещанием лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону и не обязан обосновывать свое решение
Нужно отметить, что возможность лишения завещателем наследства одного, нескольких или всех наследников по закону без обоснования своего решения опирается на принцип свободы завещания. Составление собственником завещания еще при жизни согласно требованиям законодательства и возможность лишения наследства одного, нескольких или всех наследников, один из факторов обеспечивающих право распоряжения завещателя своей собственностью.
Однако, лишение наследства завещанием не относится к лицам обладающим правом обязательной доли. Так, гражданское законодательство предусматривает осуществление лишения права получения обязательной доли только на основании судебного решения.
На основании указанной нормы дача законодателем завещателю возможности лишения лиц, обладающих правом получения обязательной доли путем обращения в суд еще при жизни, служит созданию равновесия между правом завещателя распоряжения своим имуществом и принципом социальной справедливости в наследственном праве.
Согласно статье 1203.1 Гражданского Кодекса лишение права получения обязательной доли вообще возможно при наличии обстоятельств, являющихся причиной лишения права наследования. Как видно лишение права получения обязательной доли может осуществляться при обстоятельствах, являющихся причиной лишения права наследования в общем порядке.
Обстоятельства являющиеся причиной лишения права наследования нашли свое отражение в статье 1137 Гражданского Кодекса. Согласно данной статье не имеет права наследовать ни по закону, ни по завещанию лицо (недостойный наследник), умышленно препятствующее осуществлению последней воли наследодателя и своими действиями способствующее призванию к наследованию самого себя и лиц, близких ему или лицо, совершившее умышленное преступление либо иные безнравственные поступки против последней воли наследодателя, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Статьей 1139 Гражданского Кодекса законодатель конкретно установил круг субъектов имеющих право обращения в суд относительно признания лица недостойным наследником с последующим лишением его права наследования и права получения обязательной доли. Так, в соответствии с этой статьей Гражданского Кодекса обстоятельство, являющееся основанием для лишения недостойного наследника права наследования, устанавливается судом по иску лица, приобретаюшего определенные имущественные последствия из-за лишения недостойного наследника права наследования. Согласно статье 1203.2 Гражданского Кодекса лишение права получения обязательной доли может осуществляться и при жизни наследодателя путем обращения в суд.
Следует учитывать, что статья 1137 Гражданского Кодекса устанавливает утрату права наследования по закону, по завещанию в случае если судом подтверждена вина лица, умышленно препятствующего осуществлению последней воли наследодателя, совершившее умышленное преступление либо иные безнравственные поступки против последней воли наследодателя, а не в случаях совершения каких-либо противоправных действий против личности наследодателя или же его родственников.
Признание лица, умышленно препятствующего осуществлению последней воли наследодателя, совершившего умышленное преступление либо иные безнравственные поступки против последней воли в завещании наследодателя, недостойным наследником, может осуществиться только путем обращения в суд одного или нескольких наследников.
Однако, при обращении завещателя в суд в связи с лишением права на получение обязательной доли кого-либо из наследников обоснование умышленного препятствования осуществления его последней воли, совершение умышленного преступления либо иных безнравственных поступков против его последней воли в завещании этими лицами с точки зрения статьи 1137 Гражданского Кодекса невозможно. Признание недостойным наследником на основании статьи 1137 Гражданского Кодекса оспаривается после смерти наследодателя.
Понятие действия лица, совершившее умышленное преступление либо иные безнравственные поступки против последней воли наследодателя указанное в статье 1137 Гражданского Кодекса не полностью охватывает положение «лишение права получения обязательной доли возможно при наличии обстоятельств, являющихся причиной лишения права наследования» статьи 1203.1 данного Кодекса. Хотя умышленное преступление либо иные безнравственные поступки и указаны здесь, как причины для лишения от обязательной доли, но предусмотрены в случае если эти преступления направлены только против последней воли наследодателя.
На ряду с этим, в статье 1138 Гражданского Кодекса законодатель установил еще одно ограничение относительно получения обязательной доли. Согласно этой статье не могут быть наследниками по закону родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах до дня открытия наследства. Лица, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя, также не могут быть наследниками по закону, если это обстоятельство подтверждено в судебном порядке.
С точки зрения статьи 1203 Гражданского Кодекса обстоятельства указанные в статьях 1137 и 1138 данного Кодекса являются причиной утраты права наследования по закону, а также лишения права получения обязательной доли лиц, имеющих это право путем обращения в суд при жизни наследодателя.
На основании отмеченного Пленум Конституционного Суда приходит к следующим выводам:
Положение статьи 1203.1 Гражданского Кодекса «обстоятельства, являющиеся причиной лишения права наследования» охватывая обстоятельства указанные в статьях 1137 и 1138 данного Кодекса, подразумевает не только последнюю волю наследодателя, а также обстоятельства направленные против наследодателя.
Руководствуясь частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 60, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
П О С Т А Н О В И Л:
1. Положение статьи 1203.1 Гражданского Кодекса «обстоятельства, являющиеся причиной лишения права наследования» охватывая обстоятельства указанные в статьях 1137 и 1138 данного Кодекса, подразумевает не только последнюю волю наследодателя, а также на обстоятельства направленные против наследодателя.
2. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
3. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».
4. Постановление окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.
Председатель Фархад Абдуллаев