Постановления

11.10.19 Определение «О Постановлениях Пленума Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 31 мая 2018 года и от 25 июля 2019 года»

 

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

Пленума Конституционного суда

Азербайджанской Республики

О Постановлениях Пленума Конституционного Суда

 

Азербайджанской Республики о толковании статьи 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики во взаимосвязи со статьей 470.2 данного Кодекса и статьями 1.0.8 и 10.5 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке», а также толковании статей 269.11 и 307.4 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики во взаимосвязи со статьями 3.2 и 10.5 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке»  от 31 мая 2018 года и о толковании статьи 1.0.9 Закона Азербайджанской Республики «О банках», статей 10.5, 14 и 48 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке» и статей 307.4, 405.1 и 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики в их взаимосвязи от 25 июля 2019 года

 

11 октября 2019 года                                                              город Баку

 

   Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой, Судабы Гасановой (судья-докладчик), Ровшана Исмаилова, Джейхуна Гараджаева, Рафаэля Гваладзе, Махира Мурадова, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева (судья-докладчик),

  с участием секретаря суда Фараида Алиева,

Заслушав доклады судей С.Гасановой и К.Шафиева по делу, исследовав и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики

 

У С Т А Н О В И Л: 

 

На основании обращения Бакинского апелляционного суда Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики принял Постановление, «О толковании статьи 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики во взаимосвязи со статьей 470.2 данного Кодекса и статьями 1.0.8 и 10.5 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке», а также толковании статей 269.11 и 307.4 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики во взаимосвязи со статьями 3.2 и 10.5 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке» от 31 мая 2018 года.  

В данном Постановлении указано нижеследующее:

1.     В соответствии со статьями 324.4, 385.1, 386.1, 405.1 и 739 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, договор кредитной линии, отражающий выражение воли сторон и определяющий их взаимные права и обязанности, следует воспринимать как договор, а не как соглашение о намерениях.

2.     Согласно сути статьи 739 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, займодавец на основании договора кредитной линии если в договоре не предусмотрено иное обязуется без каких-либо условий перевести заемщику деньги. Примечание «данный договор не выражает обещания банка предоставить кредит» должно расцениваться судами лишь с точки зрения требований статьи 746 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики.

3.     Для заключения договоров поручительства и ипотеки в договоре кредитной линии достаточно четко должны быть указаны важные условия (сумма, срок, процентная ставка, валюта и пр.). В случае если в договоре кредитной линии процентная ставка не указана, в заключаемых кредитных договорах должно быть получено согласие поручителя или ипотекодателя относительно процентной ставки.

4.     Положение «влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя» статьи 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики предусматривает увеличение в заключаемых кредитных договорах суммы, срока кредита, процентной ставки, предусмотренных в договоре кредитной линии, изменение валюты кредита без согласия поручителя и другие обстоятельства.

5.     Положение «если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения» статьи 307.4 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики включает указание в договоре ипотеки суммы, срока, процентной ставки, валюты и других необходимых условий.

С целью формирования единой судебной практики из-за разногласий между судами по поводу применения указанного Постановления Бакинский апелляционный суд вновь обратился в Конституционный суд и принятым на основании данного обращения, Постановлением от 25 июля 2019 года было дано толкование статьи 1.0.9 Закона Азербайджанской Республики «О банках», статей 10.5, 14 и 48 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке» и статей 307.4, 405.1 и 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики в их взаимосвязи.

В указанном Постановлении отмечено нижеследующее:

1.    Если в соответствии со статьями 472.1 и 472.2 Гражданского кодекса, договором поручительства не пред­усмотрено иное, и данный договор в соответствии с требова­ниями законодательства заключен с достижением соглашения по всем существенным условиям (сумма, срок, процентная ставка, валюта и т. д.), то поручитель и должник несут полную ответственность перед креди­тором. В этом контексте и в соответствии с содержа­нием статьи 477 Гражданского кодекса, при возникновении случаев, влекущих увеличение ответственности поручителя или иных неблагоприятных для него последствий, поручительство полностью прекращается.

2.  В соответствии с требованиями статей 10.1, 10.5 Закона «Об ипотеке» и статьи 405.1 Гражданского кодекса, в случае неуказания в договоре об ипотеке, заключенном как обеспече­ние договора кредитной линии, существенных условий (суммы, срока, процентной ставки, валюты и пр.) и неполучения согла­сия ипотекодателя на такие условия в заключенных впослед­ствии кредитных договорах договор ипотеки считается неза­ключенным в отношении данного кредитного договора, а обяза­тельства, вытекающие из такого договора, не могут считаться обеспеченными ипотекой.

Этот порядок не распространяется на случаи получения согласия ипотекодателя на существенные условия, установлен­ные в кредитных договорах, заключенных по договору кредит­ной линии.

В случае указания в договоре ипотеки всех существенных условий в соответствии с требованиями законодательства и изменения данных условий в заключенных впоследствии кре­дитных договорах без согласия ипотекодателя во вред ему, ипотекодатель несет ответственность в рамках условий, установ­ленных договором ипотеки.

Вопрос в том, на правоотношения, возникшие с какого времени распространяется Постановление Пленума Конституционного суда от 31 мая 2018 года, а также дополняющее выраженные в нем правовые позиции Постановления от 25 июля 2019 года и возможность применения данных постановлений к делам, уже находящимся в производстве судов вновь вызвали разногласия в судебной практике.

В связи с этим, Пленум Конституционного суда, учитывая, что указанные постановления касаются экономических интересов большинства участников гражданского оборота и государства, а также значение обеспечения стабильности банковского сектора, обеспечивающего   устойчивость экономически страны, в целях устранения разногласия в вопросе юридической силы и применения данных постановлений считает необходимым отметить нижеследующее.

На основании конституционного обеспечения прав и свобод человека, право каждого на судебную защиту обеспечивают суды по принципам и процедурам, определенным законодательством. Каждый обратившийся в суды с иском ожидает внесения правовой определенности в возникший спор и его разрешения законными способами.  

Решение, принятое судом, направлено на разрешение спора между сторонами по делу законным путем, и преследует цель введения правоотношений в рамки закона. Именно для достижения этого суды в ряде случаев приостанавливая производство в установленном законодательством порядке, в целях внесения ясности в подлежащую применению правовую норму, связанную с вопросами осуществления прав и свобод человека, обращаются в Конституционный суд для их официального толкования. В конечном итоге Постановление, принятое Конституционным судом на основании данного обращения и отраженные в нем правовые позиции содействуют справедливому разрешению спора, находящегося в производстве суда, в соответствии с законом.

Согласно правовой позиции сформировавшейся в Постановлениях Пленума Конституционного суда в условиях свободного предпринимательства и рыночной экономики исполнение обязательств, вытекающих из имущественных и связанных с имуществом неимущественных отношений, имеет большое экономико-социальное значение. Добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из договора, в первую очередь, служит законным интересам сторон и стабильности гражданского оборота. В то же время, своевременное исполнение обязательств по кредитному договору, наряду с указанными целями, направлено на стабильность и развитие экономического финансового состояния государства, что, положительно отражаясь на доверии вкладчиков к банку, способствует обеспечению экономической безопасности страны и еще более высокого уровня жизни населения (Постановление Пленума Конституционного суда « О толковании некоторых положений статей 399.3, 399.4, 445 и 449 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики» от 24 декабря 2014 года).

В этом контексте Пленум Конституционного суда считает, что учитывая, что в результате толкования соответствующих норм гражданского законодательства в Постановлениях принятых на основании обращений Бакинского апелляционного суда данные нормы широко интерпретируются и могут вызвать определенные изменения в практическом применении этой интерпретации в целях сохранения стабильности гражданского оборота и финансово-экономического положения государства, правовые позиции, отраженные в данных Постановлениях, соответственно, распространяются на отношения, возникшие после их вступления в силу.

С другой стороны, Пленум Конституционного суда, учитывая в указанных постановлениях, незавершенность споров по гражданским делам, послужившим основанием для этих обращений, а также приостановление дел по аналогичным спорам, находившимся в производстве других судов при рассмотрении обращений, считает, что правовые позиции выраженные в вышеуказанных постановлениях Пленума Конституционного суда должны применяться к спорам, уже находившимся в производстве судов до вступления данных постановлений в силу.

Пленум Конституционного суда также считает важным отметить, что в Определении Пленума Конституционного суда от 9 сентября 2019 года отмечается, что Постановление Пленума «О толковании статьи 1.0.9 Закона Азербайджанской Республики «О банках», статей 10.5, 14 и 48 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке» и статей 307.4, 405.1 и 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики в их взаимосвязи» от 25 июля 2019 года, не распространяется на споры,  уже разрешенные вступившими в законную силу судебными актами до вступления в силу данного Постановления. Тот же порядок следует применять и к Постановлению Пленума Конституционного суда от 31 мая 2018 года.

  Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики, руководствуясь статьями 68.1, 69.2 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном суде» и статьей 46 Внутреннего устава Конституционного суда,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Правовые позиции, выраженные в постановлениях Пленума Конституционного суда Азербайджанской Республики «О толковании статьи 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики во взаимосвязи со статьей 470.2 данного Кодекса и статьями 1.0.8 и 10.5 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке», а также толковании статей 269.11 и 307.4 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики во взаимосвязи со статьями 3.2 и 10.5 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке»» от 31 мая 2018 года и «О толковании статьи 1.0.9 Закона Азербайджанской Республики «О банках», статей 10.5, 14 и 48 Закона Азербайджанской Республики «Об ипотеке» и статей 307.4, 405.1 и 477.0.1 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики в их взаимосвязи» от 25 июля 2019 года распространяются, соответственно, на отношения, возникшие после вступления данных Постановлений в силу, а также в соответствии с предметом на споры, находившиеся в производстве судов до вступления в силу постановлений от 31 мая 2018 года и 25 июля 2019 года.

2. Определение опубликовать в «Вестнике Конституционного суда Азербайджанской Республики».

 

Председатель                  Фархад Абдуллаев