Постановления

01.05.19 О толковании некоторых положений статьи 1164 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Пленума Конституционного суда

Азербайджанской Республики

О толковании некоторых положений статьи 1164 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики

 

1 мая 2019 года                                                               город Баку

   Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой (судья-докладчик), Судабы Гасановой, Ровшана Исмаилова, Джейхуна Гараджаева, Рафаэля Гваладзе, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева,

   с участием секретаря суда Фараида Алиева,

   представителей заинтересованных субъектов – судьи Сальянского районного суда Мурадаги Гасымова,

старшего консультанта отдела Экономического законодательства Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, Фарида Гаджиева,

эксперта- доцента кафедры гражданского процесса и коммерческого права Бакинского государственного университета, доктора философии по праву Сервера Сулейманлы,

специалиста- судьи Бакинского Аппеляционного Суда Эльнура Гасанова,

  в соответствии с частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики на основании обращения Сальянского районного суда рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке особого конституционного производства конституционное дело о толковании некоторых положений статьи 1164 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики.

Заслушав доклад судьи С. Салмановой по делу, выступления представителей заинтересованных субъектов, мнение эксперта, изучив и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики

 

УСТАНОВИЛ:

 

Сальянский районный суд, обратившись в Конституционный Суд Азербайджанкой Республики (далее Конституционный Суд), просил дать толкование вопроса о том, входит ли жена (муж), лица (наследодателя) изъявившего в суде волю о расторжении брака, до момента смерти в число лиц, лишенных права наследования с точки зрения требований статьи 1164 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики (далее Гражданский кодекс).

Как видно из обращения, Б.Багирова обратившись в Сальянский районный суд с исковым заявлением против свекра А.Багирова просила установить факт принятия наследства и доли наследуемого имущества между наследниками.

А.Багиров, же подав ходатайство, указал, что истец не имеет субъективного права для предъявления данного требования. Ходатайство обосновано тем, что сын А.Багирова Г.Багиров до момента смерти подал в Сальянский районный суд иск о расторжении брака с Б.Багировой и решением данного суда от 8 июня 2015 года иск был удовлетворен. Решением Ширванского апелляционного суда от 22 октября 2015 года апелляционная жалоба ответчика Б.Багировой не была удовлетворена решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением Верховного суда Азербайджанской Республики от 16 марта 2016 года производство по делу было прекращено в связи со смертью истца.

Сальянский Районный суд обосновал свое обращение тем, что на основании требования гражданского законодательства, для того, чтобы супруги являлись наследниками друг после друга они непременно должны находится в совместном браке. Если один из супругов расторгнет брак, то лишит другую сторону права стать наследником после его смерти. На основании статьи 1163 Гражданского кодекса, супруги, брак которых расторгнут, не могут быть наследниками друг после друга. Одновременно согласно статье 1164 Гражданского кодекса, в случае подтверждения того, что не менее, чем за три года до открытия наследства брак супруга с наследодателем был фактически прекращен и супруги проживали раздельно, решением суда супруг может быть лишен права наследования по закону.

При рассмотрении дела обратившийся пришел к такому выводу, что возникла необходимость внести ясность в вопрос о том, является ли жена (муж) лица (наследодателя), при жизни изъявившего в суде волю о расторжении брака, наследником после его смерти или же входит в число лиц, лишенных права наследования.

В связи с обращением Пленум конституционного суда считает необходимым отметить следующее. На основании части VII статьи 29 Конституции Азербайджанской Республики (далее Конституция), государство гарантирует право наследования. Гарантия права наследования подразумевает оставление наследства, то есть с одной стороны, возможность составления завещания, а с другой, - являясь наследником, принятие наследства и владение им.

При осуществлении права на наследование имущество собственника и другие материальные блага (вместе с их обременением) передаются после его смерти определенным наследникам в соответствии с его волей, при отсутствии волеизъявления, наследникам, установленным законом.

Право наследодателя (собственника) распоряжаться своим имуществом вытекает из права собственности, закрепленного в части III статьи 29 Конституции, что составляет основу свободы завещания. Однако, свобода завещания наследодателя в целях защиты законодателем семьи являющейся основной ячейкой общества и обеспечения укрепления семейных отношений в обществе должно рассматриваться в совокупности. В соответствии с правовой позицией сформулированной в связи с этим Пленумом Конституционного суда институт наследования в определенной степени отражает специфические особенности норм как семейного, так и имущественного права. Эта особенность института наследственного права выражается как в обязательном характере значительной части правил, относящихся к нему, так и в ограничении особыми условиями свободы договора. (Постановление "О толковании статьи 1203.1 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики" от 13 декабря 2011 года).

Пленум Конституционного суда отмечает, что, поставленный в обращении вопрос, связан с урегулированием наследственных и семейных правоотношений, поэтому необходимо во взаимосвязи проанализировать  соответствующие нормы гражданского  и семейного законодательства регулирующие правовой статус супругов и их наследственные права, правила рассмотрения в суде возникающих в связи с этим споров.

Основы и состав наследственного права, наследственные отношения, правила осуществления данного права и другие вопросы регулируются гражданским законодательством. В соответствии со статьей 1133 Гражданского кодекса, наследство переходит к другим лицам по закону, либо по завещанию, либо по обоим основаниям.  Наследование по закону (переход имущества умершего к лицам, указанным в законе) наступает в том случае, если наследодатель не оставит завещания либо завещание полностью или частично признано недействительным. По смыслу статьи, завещание наследодателя как основание возникновения наследственных отношений превалирует, именно поэтому наследование по закону действует только при отсутствии завещания.

Круг лиц, считающихся наследниками по закону, и очередность при наследовании устанавливается статьей 1159 Гражданского кодекса. В соответствии с данной статьей к наследникам первой очереди относятся дети умершего, ребенок, родившийся после смерти наследодателя, супруг, родители (усыновители).

Следует отметить, что превалирование интересов членов семьи, относящихся к наследникам первой очереди, вытекает из принципа семейного благополучия, лежащего в основе наследственного права. Данный принцип в целях благополучия семьи, являющейся ячейкой гражданского общества, предусматривает превалирование интересов лиц, связанных с наследодателем близким родством (ребенок, муж, жена, родители) над интересами других лиц. Согласно логике принципа семейного благополучия, право распоряжения имуществом, (определенной частью имущества) принадлежащим собственнику при жизни, после его смерти должно принадлежать близким членам его семьи. При наследовании по закону этот принцип проявляет себя в правилах очередности наследственной трансмиссии и служит получения наследства кругу более близких лиц.  (Решение Пленума Конституционного Суда «О проверке соответствия статьи 1193 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики частям I и II статьи 13, частям I, II и III статьи 29 Конституции Азербайджанской Республики» от 20 октября 2011 года).

Как видно из вышеуказанной статьи 1159 Гражданского кодекса супруги признаются наследниками первой очереди. В связи с этим следует отметить, что наследником может являться только лицо, находящееся в законном браке с наследодателем, то есть супруги. Под супругами понимаются лица, вступившие в брак, в требуемом государством порядке. Так, только законный брак создает для сторон права и обязанности, то есть влечет возникновение права на наследование.

Правила и условия заключения, расторжения брака, правила признания его недействительным, а также права и обязанности участников семейных отношений регулируются Семейным кодексом Азербайджанкой Республики.

На основании статьи 1.4 данного Кодекса, в Азербайджанской Республике правовое регулирование брачных и семейных отношений с юридической точки зрения осуществляется государством, и признается только брак, заключенный в соответствующем органе исполнительной власти.

Брак как важный юридический факт, создающий семейные правоотношения, является свободным и добровольным союзом заключенным мужчиной и женщиной в установленном законом порядке для создания семьи. С фактом заключения брака возникают субъективные права и обязанности супругов личного и имущественного характера.

Прекращение на основе определенных юридических фактов отношений супругов, вытекающих из брака, заключенного в предусмотренном законом порядке становится причиной расторжения брака. С расторжением брака правовой статус супругов отменяется и после его государственной регистрации возникшие между сторонами имущественные и личные неимущественные права и обязанности сторон прекращаются.

Основы расторжения брака закреплены в статье 14 Семейного кодекса. Согласно данной статье, в случае смерти мужа (жены) или признания его в судебном порядке умершим брак расторгается. Брак может быть расторгнут на основании заявления мужа (жены) или обоих, а также на основании заявления опекуна мужа (жены) признанного в судебном порядке недееспособным.

Законодатель, устанавливая в Семейном кодексе, порядок расторжения брака, исходит из принципов добровольности брака, равноправия супругов, а также свободы расторжения брака, обеспечения беспрепятственного осуществления прав супругов, защиты прав детей.

В законодательстве установлено 2 порядка прекращения брака:

- в соответствующем органе исполнительной власти;

- в судебном порядке.

Согласно статье 19.1 Семейного кодекса, регулирующей расторжение брака в судебном порядке, при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, или несогласия мужа (жены) на расторжение брака, брак расторгается в судебном порядке за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.2 настоящего Кодекса.

Согласно статье 23.1 Семейного кодекса, при расторжении брака в судебном порядке, он считается расторгнутым со дня вступления определения суда в законную силу судебного решения об этом. Под словами "вступление в законную силу судебного решения о расторжении брака" подразумевается вступление в законную силу решения, принятого судом после рассмотрения дела по существу в порядке (в пределах сроков), установленном в гражданско-процессуальном законодательстве.

В соответствии со смыслом статьи 1163 Гражданского кодекса, устанавливающей положение разведенных супругов при наследовании, разведенные супруги лишаются права быть наследниками друг после друга по закону. Так согласно данной статье, супруги, брак которых расторгнут, не могут быть наследниками друг после друга. Как видно, если к моменту смерти наследодателя брак расторгнут в установленном законодательством порядке, супруги теряют право быть наследниками по закону.

Что касается смерти мужа (жены) после обращения в суд с иском о расторжении брака, следует отметить, что проведение процесса без личного участия лица не представляется возможным, кроме того, в правоотношениях, носящих личный характер и непосредственно связанных с личностью умершей стороны процессуальное правопреемство не допускается. В таких случаях в соответствии со статьей 261.0.7 Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики, судья прекращает производство по делу, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства. А прекращение производства по делу является одним из способов завершения дела без вынесения решения по существу.

Таким образом, смерть лица, подавшего в суд иск о расторжении брака до вступления в законную силу судебного определения, является причиной прекращения производства по делу, что препятствует вступлению в законную силу судебного решения о расторжении брака и отмене статуса супругов сторон, приводит к продолжению вытекающих из данного статуса их прав и обязанностей.

Как видно, для расторжения брака необходимо вступление в законную силу окончательного судебного решения; поэтому подача в суд иска о расторжении брака недостаточна для лишения супругам друг друга наследства. Так, до принятия окончательного решения по делу, истец может отказаться от иска, стороны могут примириться и пр.

Также следует учитывать, что законодательство предусматривает специальные возможности для лишения наследодателем того или иного наследника права наследования. К ним относятся оставление завещания, подача в суд иска о лишении обязательной доли в наследстве и пр.

 Учитывая вышеуказанное, Пленум Конституционного суда приходит к такому выводу, что до регистрации расторжения брака, вступления в законную силу судебного решения о расторжении брака или признания брака недействительным действует презумпция действительности брака.

В некоторых случаях несмотря на действие зарегистрированного брака между супругами, допускается лишение их права наследования в судебном порядке. Гражданское законодательство закрепило возможность лишения права наследования по закону, принимая за основу, то что несмотря на пребывание супругов в официальных брачных отношениях, они изъявили волю о фактическом прекращении брака на протяжении трех лет и раздельном проживании. Так, на основании статьи 1164 Гражданского кодекса в случае подтверждения того, что не менее чем за три года до открытия наследства брак супруга с наследодателем был фактически прекращен и супруги проживали раздельно, решением суда супруг может быть лишен права наследования по закону.

Наследники умершего лица могут обратиться в суд с иском о лишении права наследования мужа (жены) наследодателя в соответствии с очередностью, установленной в статье 1159 Гражданского кодекса.

В соответствии с содержанием статьи 1164 Гражданского кодекса, для признания здравствующего мужа (жены) лицом, не имеющим права наследования, судом должна быть установлена совокупность следующих фактов:

- фактическое прекращение семейных отношений сторон;

- раздельное проживание супругов;

- отмеченные факты имели место за три года до открытия наследства.

Пленум Конституционного Суда отмечает, именно указанные факты способствуя возникновению юридического состава могут явиться основанием для лишения мужа (жены) права наследования несмотря на их пребывание в официальном браке. Исходя из этой позиции судам при рассмотрении дел о лишении мужа (жены) права наследования по закону по причине фактического прекращения брака, не следует формально подходить к наличию фактов, предусмотренных статьей 1164 Гражданского кодекса, необходимо дать правовую оценку вопросу с учетом всех обстоятельств дела, важных моментов в отношениях сторон. Так, лишение жены (мужа) права наследования с формальной ссылкой на отмеченную статью Гражданского кодекса, не соответствовало бы общим принципам наследственного и семейного права.

Выражение же “брак был фактически прекращен", использованное в статье 1164 Гражданского кодекса, предусматривает, что стороны в течение трех лет, до открытия наследства, живут отдельно именно потому, что не желают находиться в семейно-брачных отношениях, не ведут совместного хозяйства.  При этом хотя брак и не расторгнут с юридической точки зрения, расторжение брака не зарегистрировано в соответствующем органе, тем не менее он реально прекращается.

Европейский суд по правам человека в свое время отметил, что семейные отношения создают особый для вступающих в брак людей статус. Правовые последствия, наступившие в следствии взаимного и осознанного вступления супругов в брак, отличают эти виды взаимных отношений от других видов отношений совместного проживания. Важным во взаимоотношениях супругов является наличие взаимных обязательств. Несмотря на длительность отношений отсутствие  между ними взаимных обязательств обладающих юридической силой, делает их совместное проживание совершенно иным, чем отношения супружеской пары  (Берден против Соединенного Королевства решение от 29 апреля 2008 года).

Предусмотренный же в законодательстве трехлетний срок установлен для уточнения намерения сторон фактически прекратить брачные отношения, их нежелания восстановить семейные отношения. 

Учитывая вышеуказанное, Пленум Конституционного суда приходит к следующему выводу:

Жена (муж) лица, изъявившего свою волю, обратившись в суд с заявлением о расторжении брака, однако умершего до вступления в законную силу судебного решения, может быть лишена права на наследование только в соответствии со статьей 1164 Гражданского кодекса в случае фактического расторжения судом брака с наследодателем не менее, чем за три года до открытия наследства и подтверждения раздельного проживания супругов.

Руководствуясь частью IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 60, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном суде», Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики  

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.  Жена (муж) лица, изъявившего свою волю обратившись в суд с заявлением о расторжении брака, однако умершего до вступления в законную силу судебного решения, может быть лишена права на наследование только в соответствии со статьей 1164 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики в случае фактического расторжения судом брака с наследодателем не менее, чем за три года до открытия наследства и подтверждения раздельного проживания супругов.

2. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

3. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и «Вестнике Конституционного суда Азербайджанской Республики».

4. Постановление является окончательным и не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.