Постановления

24.04.19 О толковании статьи 2.5 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ПЛЕНУМА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О толковании статьи 2.5 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики

 

24 апреля 2019 года                                                                            город Баку

 

Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой, Судабы Гасановой, Ровшана Исмаилова (судья-докладчик), Джейхуна Гараджаева, Рафаэля Гваладзе, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева,

с участием секретаря суда Фараида Алиева,

представителей заинтересованных субъектов -  председателя Административно-экономической коллегии Бакинского апелляционного Суда Видади Мамедова, главного консультанта отдела Административного и военного законодательства Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Эльнура Нуриева,

эксперта - доцента кафедры гражданского права юридического факультета Бакинского государственного университета, доктора философии по праву Азада Талыбова,

в соответствии с частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики на основании обращения Бакинского Апелляционного Суда рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке особого конституционного производства конституционное дело о толковании статьи 2.5 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики с точки зрения административно-процессуального законодательства.

Заслушав и обсудив доклад судьи Р.Исмаилова по делу, выступления представителей заинтересованных субъектов и мнение эксперта, Пленум Конституционного суда Азербайджанской Республики

 

УСТАНОВИЛ:

 

Бакинский Апелляционный Суд, обратившись в Конституционный Суд Азербайджанской Республики (далее Конституционный Суд) просил дать  толкование статьи 2.5 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики (далее Гражданский Кодекс) с точки зрения административно-процессуального законодательства.

Из обращения и приложенных к нему документов, видно, что при рассмотрении требований, связанных с взносами обязательного государственного социального страхования между судами возникло разногласие. Так, в некоторых случаях суды, рассматривая дела по данным вопросам при применении ряда норм Гражданского Кодекса, разрешают споры на основании их требований.

Обратившийся считает, что отношения социального страхования, возникающие между страховщиком с одной стороны, страхователем и застрахованным с другой, носят административно-правовой характер и относятся к сфере общего (публичного) права. По этой причине применение гражданско-правовых норм к данным отношениям с точки зрения требований статьи 2.5 Гражданского Кодекса исключается. Так, согласно статье 2.5 Гражданского Кодекса  к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство и иные правовые акты не применяются, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно заключению обратившегося, возникла необходимость толкования статьи 2.5 Гражданского Кодекса с целью формирования единой судебной практики с применением данной нормы при рассмотрении в порядке административно-судебного производства дел, связанных с выплатой обязательных взносов государственного социального страхования.

В связи с обращением Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.

Публично-правовые отношения основываются на подчинении одной стороны власти другой стороны. Эти отношения предусматривают субординацию сторон, которая основана с одной стороны у публичного органа, действующего от имени государства на наличие полномочий власти, а у другой стороны – индивидуума(физических и юридических лиц) на подчиненности. Следует особо отметить, что требования публичного органа и обязанности лиц вытекают из закона, а не из договора (Постановление Пленума Конституционного Суда «о толковании статей 78.3, 85.4, 90.3 и 93.1.1 Налогового Кодекса Азербайджанской Республики от 12 января 2011-го года»).

В отличие от них гражданско-правовые отношения основаны на равенстве и свободе волеизъявления сторон. Гражданско-правовые нормы, регулирующие эти отношения, по содержанию больше представляют собой диспозитивные правила (Постановление Пленума Конституционного Суда от 15 июля 2014-го года «о толковании некоторых положений статьи 467 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики»).

Пленум Конституционного Суда считает, что для внесения ясности в указанный в обращении вопрос необходимо отметить характерные особенности, имущественных отношений, регулируемых отраслями права гражданского (частной), налогового (общей), социального обеспечения.

Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, характеризуются следующими особенностями:

1)   это отношения между субъектами, обособленными друг от друга в плане имущества. В гражданско-правовых отношениях каждая из сторон владеет собственным имуществом и не вправе распоряжаться имуществом другой стороны;

2)   каждая из сторон, являясь независимой, имеет право распоряжаться своим имуществом только в соответствии с собственным волеизъявлением;

3)   Стороны находятся в равных отношениях. Ни одна из сторон не обладает какой-либо властью над стороной либо  ее имуществом. Отношения, регулируемые гражданским правом, являются координационным, а не субординационным отношением.

4)   Эти отношения в основном являются возмездными, то есть, как правило, носят характер обмена.

Вышеуказанные особенности отличают имущественные   отношения, регулируемые гражданским правом, от схожих имущественных отношений, регулируемых другими отраслями права. К примеру, несмотря на имущественный характер налоговых отношений, в отношениях между государством и физическими либо юридическими лицами они, тем не менее, выступают как вертикальные, властно-подчинительные отношения. Налоговым отношениям, содержание которых заключается принудительном изъятии на основании соответствующих положений налогового законодательства имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам в пользу государства, не свойственны такие вышеперечисленные особенности гражданских отношений, в том числе свобода распоряжения сторонами имуществом, их равенство, эквивалентность обмена и другие.

По этой причине статья 2.5 Гражданского Кодекса принципиально запрещает применение положений гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе и к налоговым, финансовым и административным отношениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Такой запрет обусловлен тем, что методы правового регулирования, характерные для всех отраслей частного права, включая гражданское право, существенно отличаются от методов правового регулирования, характерных для отраслей публичного права, в том числе административного права, права социального обеспечения, налогового права. Так нормы публичного права, регламентируя отношения, связанные с интересами общества и государства, носят императивный, а не  диспозитивный характер, в отличие от норм частного права, регулирующих отношения между отдельными физическими и юридическими лицами, и служащих частным интересам.

Отношения, возникающие в связи взносами обязательного государственного социального страхования, составляя предмет права социального обеспечения, основываются не на свободе волеизъявления сторон и их равенстве, а, равно и другие публично-правовые отношения - на подчинении одной стороны другой, принудительный характер правоотношений и императивность регулирования. В связи с этим законодатель принял в Законе Азербайджанской Республики «О социальном страховании», принцип обязательности государственного социального страхования, возложил на страхователя обязанность регистрации, уплаты взноса государственного социального страхования, предоставления страховщику соответствующих отчетов и справок и четко установил полномочия противоположной стороны (органа, осуществляющего государственное управление в сфере обязательного государственного социального страхования). Следует также отметить, что полномочия государственных налоговых органов, осуществляющих контроль над начислением и уплатой взносов обязательного государственного социального страхования, указаны в Налоговом Кодексе.

Таким образом, отношения обязательного государственного социального страхования по сути являются общими (публичными) правоотношениями.

А это с точки зрения требований статьи 2.5 Гражданского Кодекса исключает разрешение административными судами споров, возникающих в  связи взносами обязательного государственного социального страхования со ссылкой на положения данного Кодекса.

Вместе с тем, законодатель, использовав в статье 2.5 Гражданского Кодекса положение «если иное не предусмотрено законодательством», не исключил полностью применения гражданского законодательства к  общих (публичных) правоотношениях. Это возможно только при наличии непосредственного указания законодателя. К примеру, согласно статье 78.2 Налогового Кодекса исполнение налоговых обязательств осуществляется в последовательности, установленной Гражданским Кодексом.

На основании вышеизложенного Пленум Конституционного Суда приходит к следующему выводу:

- с точки зрения требований статьи 2.5 Гражданского Кодекса к отношениям, в связи с взносами обязательного государственного социального страхования положения данного Кодекса не применяются, если иное не предусмотрено законодательством.

Руководствуясь частями VI  и IX статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 60, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики "О Конституционном Суде", Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики 


ПОСТАНОВИЛ:

 

1.              С точки зрения требований статьи 2.5 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики к отношениям, возникающим в связи  взносами обязательного государственного социального страхования, положения этого Кодекса не применяются, если иное не предусмотрено законодательством.

2.              Постановление вступает в силу со дня опубликования.

3.              Постановление опубликовать в газетах "Азербайджан", "Республика", "Халг газети", "Бакинский рабочий" и "Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики".

4.              Постановление является окончательным и не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.