Постановления

07.09.18 О толковании статьи 422 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Пленума Конституционного Суда

Азербайджанской Республики

О толковании статьи 422 Гражданского Кодекса

Азербайджанской Республики


7 сентября 2018 года                                                                           город Баку

Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой, Судабы Гасановой, Ровшана Исмаилова, Джейхуна Гараджаева, Рафаэля Гваладзе, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева (судья-докладчик),

с участием секретаря суда - Фараида Алиева,

представителей заинтересованных субъектов – судьи Бакинского апелляционного суда Икрама Ширинова, старшего консультанта отдела Экономического законодательства Апарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Фарида Гаджиева,

специалистов – консультанта Апарата Верховного Суда Азербайджанской Республики Вюгара Гулиева, исполняющего обязанности начальника Управления правового обеспечения Палаты по надзору за финансовыми рынками Азербайджанской Республики Турала Фейзуллаева,

в соответствии с частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики на основании обращения Бакинского апелляционного суда в открытом судебном заседании по особому конституционному производству рассмотрел конституционное дело о толковании статьи 422 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики.

Заслушав доклад судьи К.Шафиева по делу, выступления представителей заинтересованных субъектов и специалистов, изучив и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики

У С Т А Н О В И Л:

Бакинский апелляционный суд, обратившись в Конституционный суд Азербайджанской Республики (далее – Конституционный Суд), просил дать толкование статье 422 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики (далее – Гражданский Кодекс).

Как видно из обращения, Гюльнара Рзаева обратившись в Наримановский районный суд города Баку с исковым заявлением против Открытого Акционерного Общества «Expressbank» (далее – ОАО «Expressbank»), просила расторгнуть заключенный между ею и банком кредитный договор от 9 февраля 2015 года, а также заключенные в качестве гарантии исполнения данного договора, ипотечный и поручительский договоры.

Г.Рзаева обосновала свою жалобу тем, что 9 февраля 2015 года между ОАО «Expressbank» и ею был заключен кредитный договор, на основании которого она получила в банке кредит на сумму 102.000 долларов США под 19 процентов годовых, сроком на 48 месяцев. В качестве гарантии исполнения договорного обязательства с третьим лицом С.Наджафовой были заключены поручительский и ипотечный договоры. При заключении кредитного договора курс 1 доллара США составлял 0,78 манат, впоследствии курс доллара США в соотношении к Азербайджанскому манату изменился и возрос.

Г.Рзаева, ссылаясь на статью 422 Гражданского Кодекса, просила расторгнуть договор в связи с существенным изменением обстоятельств (девальвацией маната).

Решением Наримановского районного суда города Баку от 13 февраля 2018 года иск не был удовлетворен.

Подав апелляционную жалобу, Г.Рзаева просила о принятии нового решения об отмене решения и обеспечении иска.

При рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание то, что наличие различных подходов в судах и принятии различных судебных актов в связи с применением статьи 422 Гражданского Кодекса, препятствуют формированию судебной практики, принял решение обратиться в Конституционный Суд.

В связи с обращением, Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.

Возникновение прав и обязанностей в гражданских отношениях, как правило, связано с договорами (сделками). Сделка - это одностороннее, двустороннее или многостороннее волеизъявление, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданско-правового отношения. Сделки могут быть односторонними и в форме договора (двусторонними или многосторонними). Для заключения договора необходимо согласованное волеизъявление сторон.

Статья 386.1 Гражданского Кодекса, с некоторыми исключениями, устанавливает, что для возникновения обязательства, между его участниками следует заключить договор. В данной статье предусмотрено, что для возникновения обязательства должен существовать договор между его участниками, за исключением случаев, когда обязательство возникает вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения или других оснований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Каждый свободен при заключении договора, и свобода договора является одним из основных принципов гражданского законодательства (статья 6 Гражданского Кодекса). Данный принцип позволяет гражданско-правовым субъектам заключать договора, независимо от чьей-то воли, по собственному мнению и желанию, учитывая свои интересы.

Цель главы 20 Гражданского Кодекса, именуемой «Право договора», заключается в обеспечении свободы гражданского оборота, путем соблюдения принципов свободного волеизъявления и равенства сторон, вступающих в договорные правоотношения и защиты их договорных интересов.

Согласно содержанию статьи 390.1 Гражданского Кодекса, физические и юридические лица могут на основании договора, свободно определять свои права и обязанности, а также любое условие договора, не противоречащее закону.

В гражданском законодательстве, наряду с принципом свободы договора, составляющим основу договорного права, предусмотрены ряд положений, регулирующих общие условия заключаемых договоров (виды и формы договора, его стандартные условия, основания для изменения и расторжения и т.д.), в том числе силу заключенного договора.

В договорных отношениях стороны, обладая равными правами и обязанностями, исходят из сбалансированного общего интереса. Кредитный договор также характеризуется достижением сбалансированного интереса его участников. Экономический интерес лиц, заключающих данный договор, выражается в том, что одна сторона – кредитодатель, в период использования кредита намерен получить выгоду от предусмотренной договором процентной ставки, а другая – кредитополучатель, – от эффективного использования данных средств, в период использования кредита. Суть договора выражается в том, что при таком соглашении, защищаются интересы обеих сторон.

Гражданское законодательство закрепляет обязательность и необходимость исполнения условий договора. Согласно данному принципу, заключенные договоры исполняются и на основании указанных в них и согласованных сторонами условий. Этот принцип устанавливает, что с момента вступления в силу, договор носит обязательный характер для сторон и его условия, как правило, не меняются. Это обеспечивает стабильность, прочность и устойчивость гражданского оборота. В то же время, гражданское законодательство предусматривает возможность изменения и расторжения договора за период его действия.

Основания, порядок и последствия изменения и расторжения договора регулируются нормами статей 421-424 Гражданского Кодекса. Согласно статье 421.1 данного Кодекса, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или договором.

Расторжение договора прекращает его действие. Основания для изменения или расторжения договора нижеследующие:

1)  По соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским Кодексом или договором;

2)  По требованию одной из сторон, только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Нарушение носит важный характер в том случае, если не позволяет другой стороне достигнуть целей договора;

3)  В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично.

В законодательстве также установлены особые обстоятельства расторжения договора. Так, договор, может быть расторгнут по обоюдному соглашению сторон, а также в результате существенного изменения обстоятельств.

Согласно статье 422.1 Гражданского Кодекса, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не возникает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Ошибочность представлений сторон, лежащих в основе договора, приравнивается к изменению обстоятельств.

Как видно из содержания статьи, изменение обстоятельств должно быть существенным. То есть, изменение обстоятельств должны носить настолько неожиданный характер, чтобы стороны не могли его предвидеть, если бы могли предвидеть, вообще не заключали договора или заключили на иных условиях. Кроме того, стороны не могут предотвратить изменения обстоятельств. Исполнение договора, при таких обстоятельствах должно быть крайне не выгодно, по меньшей мере для одной из сторон.

В законодательстве предусмотрен двухэтапный порядок изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

В первую очередь, стороны стараются достичь соглашения на новых условиях или возможности расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

В случае, если стороны не достигли соглашения, договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию заинтересованной стороны.

Однако, для расторжения договора судом на данном основании, предусмотрены дополнительные требования:

1)  в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2)  изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3)  исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4)  из обычаев делового оборота или существа договора не возникает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (статья 422.2 Гражданского Кодекса).

Следует отличать существенное изменение обстоятельств от непреодолимой силы (форс-мажорное обстоятельство). В то время, как непреодолимая сила, делает невозможным исполнение договорных обязательств, существенное изменения обстоятельств обусловливает исполнение обязательств в крайне тяжелых условиях и не устраняет возможности его исполнения. При этом, исполнение обязательства представляется возможным. Однако, такое исполнение нагружено с экономической точки зрения для одной или всех сторон, участвующих в договоре, по причине существенного изменения обстоятельств, существовавших на момент заключения договора. Под существенным изменением обстоятельств, следует понимать значительное изменение экономических, правовых и независящих от сторон других факторов, существовавших в стране в период заключения договора.

В то же время, следует отметить, что, изменение курса маната нельзя расценивать, как неожиданность или непредвиденное обстоятельство для сторон. Так, на основании статьи 5.0.3 Закона Азербайджанской Республики «О Центральном Банке Азербайджанской Республики», Центральный Банк регулярно определяет и объявляет официальный курс маната в соотношении к иностранной валюте. Как видно, в законодательстве закреплена возможность изменения курса маната в соотношении к иностранной валюте.

Что касается того, воспринимается ли изменение курса маната, как существенное изменение обстоятельств, в первую очередь следует выяснить, отвечает ли оно параметрам, установленным статьей 442 Гражданского Кодекса.

Так, каждому гражданину, в том числе участнику экономических отношений, известен факт установления Центральным Банком Азербайджанской Республики официального курса маната в соотношении к иностранным валютам. Установления курса маната в соотношении к иностранным валютам означает, что курс валюты не стабилен. То есть, в зависимости от различных экономических и финансовых факторов, курс маната, в соотношении к иностранным валютам может расти и снижаться.

Пленум Конституционного Суда считает, что на основании статьи 422.1 Гражданского Кодекса, изменение курса маната, не может восприниматься как непредвиденное обстоятельство для сторон кредитных отношений. Поэтому, изменение курса маната не отвечает критериям существенного изменения обстоятельств.

Таким образом, для расторжения кредитного договора по требованию заинтересованной стороны, должны иметь место основания, указанные в статье 422.1 Гражданского Кодекса.

Заемщик, при получении кредита в иностранной валюте, должен был предвидеть и знать о возможности изменения курса маната. В этом случае, должник, получая кредит в иностранной валюте, принимает на себя риск изменения курса маната.

Следует учесть, что для всех участников финансового рынка (банков, вкладчиков, сторон кредитного договора и т.д.) всегда существует финансовый риск. Этот риск заключается в вероятности того, что все участники финансового рынка могут столкнуться с финансовой потерей, в связи с возможными негативными факторами на финансовом рынке. Изменение курса национальной валюты, изменение процентной ставки и т.д. – факторы, которые могут стать причиной возникновения финансового риска (потери).

Тем не менее, Пленум Конституционного Суда, считает целесообразным осуществление изменения, с точки зрения интересов населения, условий кредитных договоров по кредитам, выданным в иностранной валюте, принимая во внимание изменение курса маната в зависимости от финансовых возможностей банков.

Вместе с тем, стороны, на основании принципа свободы договора, при заключении кредитного договора могут включить в условия договора положения, связанные с изменением курса Азербайджанского маната.

На основании вышеизложенного, Пленум Конституционного Суда приходит к такому выводу, что в соответствии с сутью статьи 422 Гражданского Кодекса, принимая во внимание, что изменение курса маната, являющегося денежной единицей Азербайджанской Республики, в соотношении к иностранным валютам не является непредвиденным для сторон, а также и то, что заемщик, получая кредит в иностранной валюте принимает на себя финансовый риск, изменение курса маната не может расцениваться как существенное изменение обстоятельств.

Руководствуясь частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики и статьями 60, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики

П О С Т А Н О В И Л:

1.  В соответствии с сутью статьи 422 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики, принимая во внимание, что изменение курса маната, являющегося денежной единицей Азербайджанской Республики, в соотношении к иностранным валютам не считается непредвиденным для сторон, а также и то, что заемщик, получая кредит в иностранной валюте принимает на себя финансовый риск, изменение курса маната не может расцениваться как существенное изменение обстоятельств.

2.  Постановление вступает в силу со дня опубликования.

3.  Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».

4.  Постановление является окончательным и не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.


Председатель                                         Фархад Абдуллаев