Постановления

16.10.15 О толковании статьи 15 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Пленума Конституционного Суда

Азербайджанской Республики

 

О толковании статьи 15 Семейного Кодекса

Азербайджанской Республики

 

16 октября 2015 года                                                                             город Баку

Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой, Судабы Гасановой (судья-докладчик), Ровшана Исмайлова, Рафаэля Гваладзе, Махира Мурадова, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева,

с участием секретаря суда Фараида Алиева,

представителей заинтересованных субъектов – судьи Ясамальского районного суда города Баку Илахи Аббасовой, главного консультанта отдела социального законодательства Апарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Магомеда Базыгова,

эксперта – заведующей кафедрой Гражданского права Бакинского государственного университета, доктора юридических наук, профессора Махаббат Дамирчиевой,

специалистов – судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики Асада Мирзалиева, судьи Бакинского апелляционного суда Икрама Ширинова,

в соответствии с частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики на основании обращения Ясамальского районного суда города Баку в открытом судебном заседании по особому конституционному производству рассмотрели конституционное дело о толковании положения «в течение одного года после рождения ребенка» статьи 15 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики.

Заслушав доклад судьи С.Гасановой по делу, выступления представителей заинтересованных субъектов и специалистов, мнение эксперта, изучив и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики

У С Т А Н О В И Л:  

Ясамальский районный суд города Баку, обратившись в Конституционный Суд Азербайджанской Республики (далее – Конституционный Суд), просил дать толкование  положения «в течение одного года после рождения ребенка» статьи 15 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики (далее – Семейного Кодекса).

В обращении указывается, что истец О.Алиев 29 декабря 2014 года предъявил в суд иск против Г.Гусейновой с требованием о расторжении брака, однако в связи с тем, что ответчица была беременна, брак не был расторгнут. После того, как 28 февраля 2015 года у ответчицы родился мертвый ребенок, истец вновь предъявил в суд иск о расторжении брака. В ходе судебного рассмотрения ответчица не согласилась с расторжением брака, и, ссылаясь на статью 15 Семейного Кодекса, заявила об отсутствии у мужа права требовать расторжения брака.

Согласно требованию статьи 15 Семейного Кодекса, именуемой «ограничение права мужа требовать расторжения брака», во время беременности жены или в течение одного года после рождения ребенка муж не имеет права без согласия жены предъявлять иск о расторжении брака.

Однако, учитывая отсутствие точного установления того распространяется ли данное ограничение на случаи рождения мертвого ребенка или его смерти до достижения одного года и существование в судебной практике различных подходов, связанных с применением статьи, обратившийся, пришел к выводу о необходимости толкования норм указанных в статье 15 Семейного Кодекса для внесения ясности в вопрос о том, вправе ли муж без согласия жены, предъявлять иск о расторжении брака в течение одного года после рождения мертвого ребенка, или в случае его смерти до достижения одного года.

В связи с обращением Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.

В статье 17 Конституции Азербайджанской Республики (далее – Конституция) указано, что семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства.

Институт семьи как один из основных институтов гражданского общества, исторически считался хранителем человеческих ценностей, культуры и исторического наследия поколений, основой стабильности и роста. Семья ценилась как союз, составляющий основу любого цивилизованного общества, олицетворяющий основные, возвышенные и чистые чувства, благородные намерения человечности.

Наравне с тем, что по своим биологическим, социальным и бытовым функциям, семья является ячейкой общества, она еще и большое богатство, украшение, смысл  жизни каждого нормального человека. Семья это союз, возвышающийся над нравственными и моральными ценностями.

Как результат значения, придаваемого государством институту семьи,  условия заключения брака, составляющего основу создания семьи, определены Конституцией.

Согласно статье 34 Конституции, именуемой «Право на брак», каждый обладает правом на создание семьи по достижении указанного в законе возраста. Брак заключается на основе добровольного согласия, и никто не может быть принужден к заключению брака. Семья и брак находятся под опекой государства. Материнство, отцовство, детство охраняются законом. Государство оказывает помощь многодетным семьям. Права супругов равны. Заботиться о детях, воспитывать их является как правом, так и долгом родителей.

Семейное законодательство, черпающее основную идею из Конституции, установило принципы построения и укрепления семейных отношений, их прекращения, права и обязанности участников семейных отношений, обязанности государственных органов в этой сфере, а также нормы, регулирующие порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.

В статье 1.3 Семейного Кодекса установлено, что семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, недопустимости чьего-либо вмешательства в дела семьи, взаимопомощи членов семьи и их ответственности перед семьей, обеспечения беспрепятственного осуществления их прав и возможностей судебной защиты указанных прав.

Согласно семейному законодательству, брак является добровольным союзом мужчины и женщины, зарегистрированным в соответствующем органе исполнительной власти с целью создания семьи (статья 2.3 Семейного Кодекса).

Ограничение в той или иной форме прав граждан в связи с социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежностью при вступлении в брак и в семейных отношениях запрещается. Права граждан в семье могут быть ограничены в целях защиты морального состояния, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и других граждан только на основании закона (статьи 2.4 и 2.5 Семейного Кодекса).

Граждане осуществляют семейные права, а также защиту указанных прав самостоятельно, если настоящим Кодексом не предусмотрен иной порядок. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей член семьи не должен нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и других граждан (статья 6 Семейного Кодекса).

Согласно правовой  позиции, сформированной Пленумом Конституционного Суда в постановлении от 2 ноября 2010 года «О толковании статьи 307.2.4 Гражданско-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики», на основании принципа добровольности и свободы воли брачного союза мужчины и женщины, каждый мужчина и каждая женщина по собственному заключению добровольно, без влияния посторонних лиц обладают правом выбирать себе мужа и жену. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, основное условие заключения брака.

Анализируя вышеуказанные нормы Конституции и семейного законодательства, Пленум Конституционного Суда считает, что добровольность брака, свобода волеизъявления лиц, вступающих в брак, необходимость укрепления семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления прав супругов и возможность защиты в суде  данных прав, равноправие супругов, решение внутрисемейных вопросов на основании обоюдного согласия и др. принципы охватывают все этапы брака (вступление в брак, нахождение в браке и расторжение брака).

Основания и порядок расторжения брака регулируются положениями главы 4 Семейного Кодекса, а вопросы регистрации расторжения брака - главы 25 данного Кодекса.

В теории семейного права, под расторжением брака, понимается прекращение отношений супругов, сформированных от брака, заключенного в предусмотренном законом порядке, в связи с возникновением определенных правовых фактов.

Семейное законодательство устанавливает два порядка расторжения брака – в судебном порядке и в соответствующем органе исполнительной власти (в административном порядке). Согласно статье 16 Семейного Кодекса расторжение брака осуществляется соответствующим органом исполнительной власти, а в случаях, предусмотренных статьями 19-21 настоящего Кодекса, — судом.

В данных статьях законодатель установил два основных условия расторжения брака в судебном порядке: наличие у супругов общих несовершеннолетних детей; одна из сторон не согласна с расторжением брака.

Устанавливая порядок расторжения брака, Семейный Кодекс, выступает с точки зрения добровольности брака, равноправия супругов, а также свободы расторжения брака, принципа обеспечения беспрепятственного осуществления прав супругов, а также с точки зрения защиты прав детей.

Как уже отмечалось на основании, статьи 15 Семейного Кодекса во время беременности жены или в течение одного года после рождения ребенка муж не имеет права без согласия жены предъявлять иск о расторжении брака.

Пленум Конституционного Суда считает, что данное ограничивающие указание закона, являющиеся причиной разногласий в судебной практике, служа целостности семьи, защите прав матери и ребенка, является не только приемлемой для женщин на определенном отрезке времени, то есть во время беременности и после рождения ребенка, но и высокой оценкой материнства.

Это также вытекает из задач Семейного Кодекса. Так, согласно статье 3.0.4 данного Кодекса, всесторонняя защита интересов матерей и детей установлена как одна из  задач  настоящего Кодекса.

 Согласно статье 85.1.1 Семейного Кодекса, бывшая жена во время беременности и в течение 3 лет со дня рождения общих детей, имеет право после расторжения брака в судебном порядке требовать у бывшего мужа, располагающего для указанного необходимыми средствами, выплаты алиментов.

С этой точки зрения, ограничение на определенный период права мужа требовать расторжения брака, не может восприниматься как нарушение  равноправия супругов. Так, данное право ограничивается только в известный отрезок времени, что полностью соответствует требованиям статьи 2.5 Семейного Кодекса. Цель здесь  заключается в создании более мягких условий в отношении  женщины и ребенка.

 В брачно-семейном законодательстве ряда государств предусмотрено ограничение на определенный срок на права мужа требовать расторжения брака без согласия жены во время ее беременности и после рождения ребенка.

Так, аналогичный подход установлен и в законодательстве Российской Федерации, Казахстана, Украины, Кыргызстана, Молдовы, Республики Беларусь.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года «О применении судами законодательства по делам расторжения брака», дающем толкование регулирующей аналогичный вопрос статье 17 Семейного Кодекса Российской Федерации, указано, что отсутствие права мужа без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены или в течение одного года после рождения ребенка, распространяется также на случаи, когда ребенок умер до достижения им возраста одного года.

А законодательство Молдовы оговаривает введение годичного ограничения на предъявлении мужем иска о расторжении брака, тем, что ребенок жив в течение одного года после рождения.

Что касается различных подходов, связанных с применением статьи 15 Семейного Кодекса, Пленум Конституционного Суда считает, что по сути закона, введение ограничения на предъявление мужем иска о расторжении брака без согласия жены во время беременности или в течение одного года после рождения ребенка, не оговаривается только фактом рождения. Выражение «после рождения» нормы подразумевает истечение срока одного года после факта рождения. Рождение ребенка уже считается правовым фактом, рождение мертвого ребенка не имеет никакого значения для устранения установленного законом срока.

В связи с тем распространяется ли требование статьи 15 Семейного Кодекса на случай смерти ребенка до достижения им одного года Пленум Конституционного Суда отмечает, что эта норма закона, нося императивный характер, однозначно установила, что муж не имеет права без согласия жены предъявлять  иск о расторжении брака в течение одного года после рождения ребенка. Установленное законом ограничение сроком на один год не увязывается с фактом смерти ребенка через несколько месяцев, а его смерть не отменяет годичный срок. В этом контексте, предусмотренное в статье 15 Семейного Кодекса годичное ограничение включает также случаи рождения мертвого ребенка или его смерти до достижения им одного года.

По сути указанной статьи право мужа предъявить иск о расторжении брака без согласия жены, и в случае рождения мертвого ребенка или смерти ребенка, не достигшего одного года, возникает только по окончании годичного срока со дня рождения ребенка.

Согласно требованию закона, если муж без согласия жены во время беременности жены предъявляет иск о расторжении брака, его заявление не должно приниматься судом, а в случае установления беременности после принятия искового заявления в производство, производство  должно быть прекращено в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

На основании вышеуказанного Пленум Конституционного Суда пришел к такому заключению, что положение «во время беременности жены или в течение одного года после рождения ребенка муж не имеет права без согласия жены предъявлять иск о расторжении брака» статьи 15 Семейного Кодекса включает также случаи рождения мертвого ребенка или его смерти в течение одного года после рождения.

Руководствуясь частью VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики и статьями 60, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики

П О С Т А Н О В И Л:

1.     Положение «во время беременности жены или в течение одного года после рождения ребенка муж не имеет права без согласия жены возбуждать иск о расторжении брака» статьи 15 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики включает также случаи рождения мертвого ребенка или его смерти в течение одного года после рождения.

2.        Постановление вступает в силу со дня опубликования.

3.     Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».

4.     Постановление является окончательным и не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.


        Председатель                                                 Фархад Абдуллаев