Постановления

07.04.06 О соответствии постановления СКПГД Верховного Суда АР от 29 апреля 2005 года Конституции и законам Азербайджанской Республики в связи с жалобой Ф.М.Алиевой

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
ПЛЕНУМА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О соответствии постановления Судебной коллегии по
гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики
от 29 апреля 2005 года Конституции и законам
Азербайджанской Республики в связи с жалобой Ф.М.Алиевой
 
 
7 апреля 2005 года                                                                                      город Баку
   
Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Ф.Абдуллаева (председательствующий), Ф.Бабаева (судья-докладчик), Б.Гарибова, Р.Гваладзе, Э.Мамедова, И.Наджафова, С.Салмановой и А.Султанова,
с участием секретаря суда И.Исмайлова,
заявителя - Ф.Алиевой, представителей заявителя - Р.Кулиева и Р.Чуканова,
в соответствии с частью V статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел на открытом судебном заседании в порядке конституционного производства конституционное дело о проверке соответствия постановления Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 29 апреля 2005 года по гражданскому делу Алиевой Фатмаханым Мамед гызы в отношении Гасанова Испандияра Хокумулла оглу по требованию о выселении из квартиры Конституции и законам Азербайджанской Республики.
Конституционное дело было рассмотрено без участия представителя ответчика.
Заслушав по делу доклад судьи Ф.Бабаева, выступления заявителя Ф.М.Алиевой и ее представителя Р.Чуканова, изучив и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики 
 
У С Т А Н О В И Л:
 
Алиева Фатмаханым Мамед гызы, обратившись с исковым заявлением в Хатаинский районный суд, указала, что 25 сентября 2001 года, заключив с Гасановым Испандияром Хокумулла оглу договор купли-продажи, приобрела за 42.500.000 манат находящуюся в его собственности квартиру №1 в доме по адресу: город Баку, улица Никишина, 21, и совершив юридическую регистрацию квартиры как частной собственности, получила регистрационное удостоверение. Однако под разными предлогами И.Гасанов отказывался освободить и передать ей квартиру.
Решением Хатаинского районного суда от 25 июля 2003 года иск удовлетворен и постановлено о выселении И.Гасанова из квартиры.
Решением СКПГД Апелляционного Суда Азербайджанской Республики от 25 декабря 2003 года вышеуказанное решение Хатаинского районного суда, а также постановлением СКПГД Верховного Суда Азербайджанской Республики от 10 марта 2004 года данное решение коллегии Апелляционного Суда было оставлено без изменений.
Поданная в порядке дополнительной кассации И.Гасановым 10 сентября 2004 года жалоба была вынесена на рассмотрение Пленума Верховного Суда, постановлением Пленума от 30 сентября 2004 года вышеуказанные постановление коллегии Верховного Суда и решение коллегии Апелляционного Суда были отменены, дело было направлено на новое рассмотрение в Апелляционный Суд.
Решением коллегии Апелляционного Суда от 30 декабря 2004 года решение Хатаинского районного суда было отменено, иск Ф.Алиевой к И.Гасанову с требованием о выселении из квартиры был отклонен, встречный иск был удовлетворен.
Постановлением коллегии Верховного Суда  от 29 апреля 2005 года вышеуказанное решение коллегии Апелляционного Суда было оставлено без изменений.
В ответном письме от 7 августа 2005 года председателя Верховного Суда на поданную Ф.Алиевой в порядке дополнительной кассации жалобу было указано на отсутствие оснований для вынесения жалобы на Пленум Верховного Суда.
Считая постановления Пленума Верховного Суда от 30 сентября 2004 года и СКПГД Верховного Суда от 29 апреля 2005 года незаконными и необоснованными, Ф.Алиева в конституционной жалобе просила об их отмене. Жалоба обоснована тем, что эти судебные акты были приняты не в соответствии положениям статей 144.1, 146, 152.1, 152.5, 324.5, 334, 647, 739-742 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики, статей 386, 418.1, 418.2, 424 и 426.1 Гражданского Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики, и тем самым были нарушены ее права, предусмотренные статьями 13, 25, 29, и требования части II статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики. 
В связи с жалобой Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики отмечает нижеследующее.
Расценивая защиту права собственности как одну из высших целей государства, Конституция Азербайджанской Республики гарантирует его эффективное осуществление. В Азербайджанской Республике собственность, в том числе и частная собственность, неприкосновенна и охраняется государством. Каждый имеет право собственности. Право собственности, в том числе и право частной собственности, охраняется законом. У каждого в собственности могут находиться движимость и недвижимость. Право собственности включает в себя право собственника единолично и совместно с другими лицами владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (статьи 13 и 29 Конституции).
Согласно требованиям части II статьи 127 Конституции, судьи рассматривают дела беспристрастно, справедливо, соблюдая юридическое равноправие сторон, на основе фактов и в соответствии с законом.
Охватывающие вышеуказанные нормы Конституции и развиваюшие их Гражданский Кодекс Азербайджанской Республики (далее - ГК) и Гражданский Процессуальный Кодекс Азербайджанской Республики (далее - ГПК) определяют для признания и защиты права собственности правовые механизмы, основные принципы и условия осуществления правосудия.
Согласно статье 6 ГК, одним из принципов гражданского законодательства является неприкосновенность собственности. Согласно этому Кодексу, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в  зависимости от того, находится ли имущество в собственности физического или юридического лица, в собственности Азербайджанской Республики или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (статья 153.3 ГК).
Гражданско-правовые сделки, в том числе договоры купли-продажи, являются одним из оснований приобретения права собственности на имущество, в том числе и на недвижимое имущество. Право на недвижимое имущество возникает с даты его регистрации в государственном реестре  недвижимого имущества. Содержание зарегистрированного права может быть подтверждено документами или иным образом (статья 146 ГК).
Согласно общим положениям ГК о купле-продаже, продавец обязан    передать покупателю вещь, предусмотренную договором купли-продажи. Покупатель же обязан оплатить вещь непосредственно до или после передачи ему продавцом вещи, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Договор купли-продажи недвижимых вещей признается действительным при его заключении в письменной форме и утверждении в нотариальном порядке. Право собственности на недвижимое имущество переходит к покупателю с момента регистрации его передачи в государственном реестре недвижимости (статьи 178.1, 568.1, 598.1 и действующие в тот период статьи 647.1, 647.2 ГК).
На основании договора между Ф.Алиевой и И.Гасановым последний продал Ф.Алиевой состоящую из двух комнат общей жилой площадью 31,5 кв.м. квартиру по адресу: город Баку, улица Никишина, дом 21. В содержании договора указывается, что эти лица выступают сторонами, и в связи с этим, сответственно, И.Гасанову принадлежат права и обязанности продавца, а Ф.Алиевой - покупателя.
Во время предварительного судебного разбирательства гражданского спора суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, основываясь на положения статей 152.1, 157.2 и действующих на тот период статей 647.1 и 647.2 ГК, приняли судебные акты по удовлетворению иска заявительницы Ф.Алиевой.
Пленум Конституционного Суда отмечает, что повторно рассмотревшие дело суды апелляционной и кассационной инстанций в принятых судебных актах, в которых первоначальный иск отклонен, а встречный удовлетворен, ссылались не на положения норм ГК, предусматривающие приобретение и потерю права собственности, куплю-продажу недвижимости, а лишь на статью 340 данного Кодекса относительно недействительности мнимых и притворных сделок и на нарушение требования пункта 45 инструкции Министерства юстиции Азербайджанской Республики «О правилах осуществления нотариальных действий». Вышеназванный довод не может быть основанием для законного разрешения указанного гражданского дела. С другой стороны, суды, ссылаясь на статью 340.2 ГК, не исследовали наличие в деле доказательств заключения данной сделки с целью действительного прикрытия другой сделки и не дали этому правовую оценку.
Согласно требованию статьи 420 ГПК, указания суда, рассматривающего дело в кассационной инстанции, изложенные в постановлении, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело. Однако без соблюдения требований этой нормы при новом апелляционном рассмотрении дела перечисленные в постановлении Пленума Верховного Суда указания не только не были соблюдены, но и, не пытаясь реализовать эти указания, судами без обоснования была применена статья 340.2 ГК. Тем самым, нарушив положения статьи 88 ГПК об оценке судами доказательств в соответствии с правовыми нормами, подлежащими применению в отношении этих доказательств после их объективного, беспристрастного, всестороннего и полного рассмотрения, не были соблюдены и требования части II статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики.
В результате решением суда апелляционной инстанции от 30 декабря 2004 года было отменено решение Хатаинского районного суда от 25 июля 2003 года, и с удовлетворением встречного иска договор купли-продажи спорной квартиры от 25 сентября 2001 года, заключенный в ГНК № 5 города Баку, и выданное на имя Ф.Алиевой регистрационное удостоверение на данную квартиру от 12 апреля 2002 года были признаны недействительными.
Оставив без изменения решение суда апелляционной инстанции от 30 декабря 2004 года, коллегия Верховного Суда не придала значения неправильному применению материальных и процессуальных правовых норм коллегией Апелляционного Суда.
Постановление коллегии Верховного Суда, рассмотревшей дело в кассационном производстве, от 29 апреля 2005 года явилось повторением в сокращенной форме вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда и решения коллегии Апелляционного Суда от 30 декабря 2004 года, не было ссылок ни на какие материальные и процессуальные нормы, не были заслушаны в деле заинтересованные лица, в том числе и ответчик, не были исследованы иные указанные в постановлении Пленума доводы и не была сделана попытка дать им правовую оценку.
Согласно статье 416 ГПК Азербайджанской Республики, суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Также процессуальное законодательство определяет отмену решения или определения суда апелляционной инстанции полностью или в части и направление дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции как одно из полномочий суда кассационной инстанции (статья 417.0.3 ГПК).
Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права является основанием для отмены решения или определения суда апелляционной инстанции (статья 418.1 ГПК).
Однако суд кассационной инстанции, оставив без изменений решение, принятое коллегией Апелляционного Суда, без придания значения несоблюдению истолкованных в постановлении Пленума Верховного Суда указаний и нарушению тем самым требований статьи 420 ГПК, нарушил требования вышеуказанных статей ГПК. А это, в свою очередь, стало причиной нарушения предусмотренной в статье 60 Конституции Азербайджанской Республики гарантии судебной защиты прав и свобод Ф.Алиевой. Таким образом, согласно требованиям Конституции и международно-правовых актов (статья 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах, статья 6 Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод), судебная защита по своей сути должна отвечать понятиям справедливости и законности, гарантировать обоснованное восстановление прав.
Согласно вышеуказанному, Пленум Конституционного Суда приходит к такому мнению, что постановление Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 29 апреля 2005 года по гражданскому делу Алиевой Фатмаханым Мамед гызы в отношении Гасанова Испандияра Хокумулла оглу по требованию о выселении из квартиры ввиду несоответствия требованиям статьи 60, части II статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики, статей 416, 417.0.3 и 418.1 Гражданского Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики должно быть признано утратившим силу. Дело должно быть пересмотрено в соответствии с этим Постановлением в порядке и сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством.
Руководствуясь частями V и IX статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статями 52, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда 
 
П О С Т А Н О В И Л:
 
1. Признать утратившим силу постановление Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 29 апреля 2005 года по гражданскому делу Алиевой Фатмаханым  Мамед гызы в отношении Гасанова Испандияра Хокумулла оглы по требованию о выселении из квартиры ввиду несоответствия требованиям статьи 60, части II статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики, статей 416, 417.0.3 и 418.1 Гражданского Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики. Дело пересмотреть в соответствии с этим Постановлением в порядке и сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством.
2. Постановление вступает в силу со дня объявления.
3. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».
4. Постановление окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.
  
 
Председательствующий                                                                           Фархад Абдуллаев