Постановления

21.10.05 О соответствии постановления Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 26 сентября 2005 года Конституции и законам Азербайджанской Республики в связи с жалобой Г.А.Нури

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
ПЛЕНУМА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О соответствии постановления Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 26 сентября 2005 года Конституции и законам Азербайджанской Республики в связи с жалобой Г.А.Нури
 
 
21 октября 2005 года                                                                 город Баку
 
Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Ф.Абдуллаева (председательствующий), Ф.Бабаева, Б.Гарибова, Р.Гваладзе, Э.Мамедова, И.Наджафова, С.Салмановой (судья-докладчик) и А.Султанова,
с участием секретаря суда И.Исмайлова
заявителя Г.Нури и его представителя Ч.Гулиева, представителя стороны-ответчика: судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики Р.Мамедова и члена Центральной Избирательной Комиссии Азербайджанской Республики Г.Оруджева
в соответствии с частью V статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики в порядке конституционного производства на открытом судебном заседании рассмотрел конституционное дело в связи с жалобой Гаджиаги Алиаскер оглу Нури о соответствии постановления Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 26 сентября 2005 года Конституции и законам Азербайджанской Республики.
Заслушав по делу доклад судьи С.Салмановой, выступления заявителя, представителей, изучив и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
 
У С Т А Н О В И Л:
 
Кандидатура Г.А.Нури, выдвинутая блоком политических партий «Азербайджанчы гюввяляр» на выборах в Милли меджлис Азербайджанской Республики III созыва зарегистрирована постановлением Сабунчинской третьей Окружной избирательной комиссии №28 за №29 от 1 сентября 2005 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Азербайджанской Республики (далее - ЦИК) за №28/132 от 14 сентября 2005 года это постановление было отменено.
Жалоба заявителя, поданная на указанное постановление ЦИК, не была удовлетворена решением Судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного Суда (далее - СКПГД) от 19 сентября  2005 года.
Постановлением СКПГД Верховного Суда от 26 сентября 2005 года решение СКПГД Апелляционного Суда было оставлено без изменений, а кассационная жалоба не была удовлетворена.
Заявитель в своей жалобе, адресованной в Конституционный Суд Азербайджанской Республики, указывает на необоснованное нарушение его пассивного избирательного права на основании его принадлежности к незарегистрированной партии «Ислам», несмотря на то, что его кандидатура была выдвинута блоком политических партий «Азербайджанчы гюввяляр», а он на самом деле не является религиозным деятелем. Указывая на то, что его права, закрепленные в статьях 54, 55 и 56 Конституции Азербайджанской Республики, были нарушены в результате неправильной ссылки в судебных актах на статьи 53.4 и 54.6 Избирательного Кодекса, просит отменить постановление СКПГД Верховного Суда от 26 сентября 2005 года.
В соответствии с частью I статьи 131 Конституции Азербайджанской Республики, статьи 34.5 Закона «О Конституционном Суде» Пленум Конституционного Суда пришел к выводу о возможности рассмотрения жалобы на заседании Пленума Конституционного Суда.
В связи с жалобой Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.
Как важное средство строительства демократического общества главной целью выборов, проводимых с разумной периодичностью, является обеспечение формирования органов высшей власти, являющихся носителями политической воли на основе волеизъявления народа. Значимость свободных выборов служит созданию реального демократического политического режима. Именно посредством выборов органы высшей власти обретают легитимность на основе мандата народа, и обеспечивается участие граждан в общественно-политической жизни и в государственном управлении. Избирательное право является также тем выражением отношения граждан к различным лицам, которое далее приводит к возникновению соответствующих правовых последствий и обязанностей.
В статье 1 Конституции Азербайджанской Республики закреплено, что единственным источником государственной власти является народ Азербайджана. Народ Азербайджана осуществляет свое суверенное право непосредственно путем всенародного голосования – референдума, и через своих представителей, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем свободного, тайного и личного голосования (статья 2).
В соответствии с частью I статьи 56 Конституции граждане Азербайджанской Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы, а также участвовать в референдуме. Это право по своей природе тесно связано с осуществлением ряда других конституционных прав (право участвовать в политической жизни общества и государства, в государственном управлении и.т.д.).
Данное право также нашло свое отражение в ряде международно-правовых актов. В статье 21 Всеобщей Декларации прав человека указано, каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Схожие положения также предусмотрены в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Согласно статье 3 Протокола №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти.
Избирательное право наряду с другими важными элементами, в первую очередь, предусматривает личное субъективное право: право избирать и быть избранным. Однако осуществление этих прав может быть подвергнуто некоторым ограничениям. Такие ограничения закреплены как в международно-правовых актах, так и во внутреннем законодательстве каждой страны. Аспекты, связанные с пределами ограничений, заключаются в том, что такие ограничения не должны наносить урон сущности свободного избирательного права, должны преследовать законную цель и быть пропорциональны ограничиваемому праву. Достижения же самого необходимого первичного условия полного и свободного выражения волеизъявления народа возможно при создании на выборах условий свободной конкуренции носителям различных идей и представителям различных интересов. Этот момент, бесспорно, является стержнем понятия демократического  общества.
Законодательство Азербайджанской Республики гарантирует свободное волеизъявление своих граждан путем защиты принципов и норм избирательного права. Правила организации и проведения выборов депутатов в Милли меджлис Азербайджанской Республики, Президента Азербайджанской Республики и в муниципалитеты, а также всенародного голосования – референдума регулируются Избирательным Кодексом Азербайджанской Республики. Избирательный Кодекс наряду с основными понятиями и общими положениями относительно реализации избирательного права в нашей стране отражает специальные положения, регулирующие вопросы, связанные с референдумом, выборами в Милли меджлис, выборами Президента Азербайджанской Республики и выборами в муниципалитет. Кодекс отражает такие важные принципы как всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайна голосования, обязательность выборов и референдумов и др., определяет гарантии избирательного права, принадлежность активного и пассивного избирательного права, согласно Конституции Азербайджанской Республики.
Осуществление пассивного избирательного права сопровождается определенными ограничениями, вытекающими из природы этого права. Такие ограничительные положения определены в Конституции и в законах. Поэтому неправильное применении этих ограничений органами, осуществляющими избирательный процесс, а также судами, разрешающими споры, связанные с выборами, в конечном итоге приводит к нарушению пассивного избирательного права.
Из материалов дела видно, что кандидатура в депутаты Милли меджлиса заявителя Г.Нури была выдвинута блоком политических партий, в который входят партии «Бирлик» и «Вахдат», и в протоколах заседаний высших меджлисов этих партий, а также в протоколе совместного заседания указано о принадлежности заявителя к партии «Ислам».
Судебными актами было установлено, что Окружная избирательная комиссия, зарегистрировав кандидатуру заявителя, ввиду того, что данные, указанные в документах, относительно выдвижения его кандидатуры от партии «Ислам» не соответствовали действительности, нарушила требования статьи 113 Избирательного Кодекса. Так, в постановлении СКПГД Верховного Суда со ссылкой на статьи 53.4 и 54.5 Избирательного Кодекса было отмечено, что порядок указания партийной принадлежности каждого лица, кандидатура которого выдвинута в депутаты, установлен законом.
В связи с этим Пленум Конституционного Суда считает, что суд по конкретному спору применил не надлежащий применению нормативно-правовой акт. Так, статья 53 Избирательного Кодекса, на которую ссылаются в судебных актах, регулирует правила выдвижения кандидатуры по собственной инициативе или непосредственно со стороны избирателей. Хотя в судебных актах однозначно утверждается, что кандидатура заявителя в депутаты была выдвинута блоком политических партий. В таком случае разрешение спора в рамках положений статьи 53 Избирательного Кодекса не может быть признано соответствующим праву.
Кроме этого, суды в связи с разрешением спора, ссылаясь на статью 54.5 Избирательного Кодекса, применили не подлежащий применению нормативно-правовой акт. Эта статья предусматривает определенные требования в отношении конкретной политической партии и к ее кандидатам. Однако, как отмечалось выше, кандидатура заявителя была выдвинута не от какой-либо конкретной партии, а от блока политических партий.
Пленум Конституционного Суда также считает, что статья 54.6 Избирательного Кодекса была неправильно истолкована судами. Так, в этой статье перечисляются документы, которые должны быть представлены уполномоченным представителем блока политических партий в соответствующую избирательную комиссию. В документах, которые должны быть представлены, вообще не было предусмотрено положение относительно указания принадлежности кандидата к какой-либо партии (зарегистрированной или незарегистрированной).
Нужно особо отметить, что в Избирательном Кодексе не предусмотрена какая-либо норма, запрещающая возможность выдвижения кандидатуры в депутаты на выборах от блока политических партий лиц, являющихся членами незарегистрированных партий. Наоборот, статья 54.4 Избирательного Кодекса однозначно подтверждает, что политическая партия, блок политических партий  могут выдвигать в качестве кандидата в депутаты лиц, не являющихся членами политических партий, входящих в блок политических партий. Но эта норма, подлежащая применению судами при разрешении спора, не была применена.
В общем, анализ положений избирательного законодательства, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов во время выборов, дает основание прийти к такому выводу, что условие прохождения регистрации как требование было определено только в отношении политических партий. Возможность же участия в выборах от имени блока, созданного при объединении нескольких политических партий, обусловлено их регистрацией со стороны ЦИК. Это подтверждается и положениями статей 50.2 и 54.5 Избирательного Кодекса. Отдельные лица могут участвовать в выборах как в качестве представителя конкретной политической партии или блока, так и независимого кандидата. Кандидатура члена какой-либо незарегистрированной партии может быть выдвинута им самим, избирателями, конкретной зарегистрированной политической партией, а также блоками, созданными зарегистрированными политическими партиями. Неслучайно, что императивные нормы относительно необходимости указания партийной принадлежности выдвинутых кандидатов не закреплены в Избирательном Кодексе. Положения статей 53.4 и 54.8 Избирательного Кодекса установили, что предоставление информации, связанной с партийной принадлежностью кандидатов в депутаты, среди информации, предоставляемой в избирательные комиссии, зависит от желания самих кандидатов. Принимая во внимание все вышеперечисленное, факт членства кандидата в партии, не прошедшей государственную регистрацию, не может препятствовать как выдвижению данного кандидата от блока политических партий, так и не может стать причиной отмены его кандидатуры.
Согласно части I статьи 60 Конституции Азербайджанской Республики, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта гарантия требует при защите судами конституционных прав и свобод каждого стабильности судебных актов, возможности устранения судебных ошибок, строгого соблюдения процессуальных правил во всех этапах судебной системы.
Согласно статье 416 Гражданско-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики, суд кассационной инстанции проверяет правильность применения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции. А в статье 418.1 этого же Кодекса установлено, что основаниями к отмене решения и определения суда апелляционной инстанции являются нарушение либо неправильное применение норм материального и процессуального права. Однако СКПГД Верховного Суда постановлением от 26 сентября 2005 года, оставив решение апелляционной инстанции без изменений, нарушила требования указанных процессуально-правовых норм.
Таким образом, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики на основании вышеуказанного пришел к выводу, что постановление СКПГД Верховного Суда от 26 сентября 2005 года должно быть признано утратившим силу в связи с несоответствием части I статьи 56, части I статьи 60 Конституции и статьям 416 и 418.1 ГПК.
Руководствуясь частями V, IX и X статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 52, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
 
П О С Т А Н О В И Л:
 
1. В связи с несоответствием части I статьи 56 и части I статьи 60 Конституции Азербайджанской Республики, статьям 416 и 418.1 Гражданско-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики признать утратившим силу постановление Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 26 сентября 2005 года относительно постановления Центральной избирательной комиссии от 14 сентября 2005 года за №28/132 об аннулировании постановления №28 Сабунчинской третьей Окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатуры в депутаты Гаджиага Алиаскер оглу Нури. Дело рассмотреть вновь в соответствии с настоящим постановлением в порядке и сроки, предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством Азербайджанской Республики.
2. Постановление вступает в силу со дня объявления.
3. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».
4. Постановление окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом. 
 
Председательствующий                                 Фархад Абдуллаев