Постановления

27.08.04 О соответствии положения статьи 398.1.1 КОАП АР «…появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии»

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
Пленума Конституционного Суда
Азербайджанской Республики
 
О соответствии положения статьи 398.1.1  Кодекса об Административных проступках Азербайджанской Республики «…появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии» статье 28 части II статьи 71 и статье 80 Конституции Азербайджанской Республики
 
 
27 августа 2004 года                                                                                  город Баку
 
Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Ф.Абдуллаева (председательствующий), Б.Гарибова (судья-докладчик), Р.Гваладзе, Е.Мамедова,  И.Наджафова и А.Султанова,
с участием секретаря И.Исмайлова,
представителей сторон в порядке конституционного судебного производства – руководителя Аппарата Уполномоченного по правам человека Азербайджанской Республики (Омбудсмен) Р. Рагимова, сотрудника Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики С. Мамедова,
в соответствии с частью III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел на открытом судебном заседании в порядке конституционного судебного производства, конституционное дело по запросу Уполномоченного по правам человека Азербайджанской Республики от 28 июня 2004 года, №1/3485-04 о соответствии положения статьи 398.1.1 Кодекса об Административных проступках Азербайджанской Республики «…появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии» статье 28 части II статьи 71 и статье 80 Конституции Азербайджанской Республики.
Заслушав доклад судьи Б. Гарибова, выступления представителей сторон в конституционном судебном производстве Р. Рагимова и С. Мамедова, изучив и обсудив материалы конституционного дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики

УСТАНОВИЛ:
 
Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен)  в запросе отмечает, что в соответствии со статьей 396 Кодекса об Административных проступках Азербайджанской Республики в целях пресечения административных проступков, установления личности, при невозможности составления протокола об административном проступке на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных проступках правомочное должностное лицо вправе применять меры по обеспечению производства по делам об административных проступках. Одной из мер, перечисленных в этой же статье, является мера административного задержания. Согласно статье 398.1 данного Кодекса, административное задержание, то есть ограничение свободы физического лица на короткий срок, может быть применено в исключительных случаях, при признании такой меры необходимой для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном проступке или для обеспечения исполнения постановления по делу об административном проступке, исключая предусмотренные законом случаи.
В статье 398.1.1 Кодекса среди действий, являющихся основаниями применения административного задержания, предусматривается и появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека нетрезвом состоянии и оскорбительном для общественной морали.
Согласно статье 398.1.1 Кодекса об Административных проступках, появление любого лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии является основанием для его административного задержания и ограничения этим на короткий срок его свободы. Однако в этом Кодексе не предусмотрено никакой ответственности за появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека нетрезвом состоянии и оскорбительном для общественной морали. В этом случае нет никакого основания для временного ограничения права на свободу, и применение административного задержания противоречит целям, установленным в статье 398.1 Кодекса об Административных проступках.
Принимая во внимание изложенное, обратившийся с запросом просит проверить соответствие положения статьи 398.1.1 Кодекса об Административных проступках Азербайджанской Республики  «…появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии» статье 28 части II статьи 71 и статье 80 Конституции Азербайджанской Республики.
Пленум Конституционного Суда в связи с запросом считает необходимым отметить нижеследующее.
Правовые нормы составляют основу регулирования правовых отношений, возникающих из общественных отношений. Правовые нормы, расцениваемые как основание реализации подобных отношений, выражают в себе волю государства и определяют взаимные права и обязанности субъектов права. Необходимо отметить, что поведение индивида, противоречащее указаниям и требованиям, предусмотренным в правовых нормах, как действие, не считающееся общественно необходимым и полезным и являющееся правонарушением, приводит к возникновению соответствующей ответственности перед государством и обществом.
Согласно статье 80 Конституции Азербайджанской Республики, нарушение Конституции и законов, в том числе злоупотребление правами и невыполнение обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами, влечет установленную законом ответственность.
Также в Кодексе об Административных Проступках (далее КАП) за совершение действий, определяемых как административные проступки, предусмотрена ответственность.
В статье 2 КАП указано, что обязанности законодательства Азербайджанской Республики об административных проступках состоят из защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны их здоровья и санитарно-эпидемиологического состояния, охраны общественной морали, собственности, экономических интересов личностей, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды и установленного порядка управления, укрепления законности и предупреждения административных проступков.
Согласно статье 3 Кодекса, привлекаться к административной ответственности и подвергаться административным взысканиям может только лицо, признанное виновным в совершении административных проступков и деяний (действий или бездействий), обладающих всеми иными признаками состава административного проступка, предусмотренных данным Кодексом.
Как видно, для привлечения индивида к административной ответственности и административному взысканию необходимо обязательное наличие условий, перечисленных в данной статье (нормы, предусматривающие административный проступок, вину и другие признаки состава административного проступка).
       С другой стороны, согласно статье 12 данного Кодекса, противоречащее праву виновное (совершенное умышленно или по неосторожности) деяние (действие или бездействие), посягающее на охраняемые настоящим Кодексом общественные отношения и влекущее административную ответственность считается административным проступком.
Из анализа положений КАП становится ясным то, что основание возникновения административной ответственности образуют нормы материального права особенной части данного Кодекса, устанавливающие административную ответственность и ее применение. Следует отметить, что регулирование административно-процессуальной деятельности, связанное с реализацией материально-правовых норм, является одной из характерных особенностей, присущих КАП. Так, для обеспечения функциональной деятельности того же кодекса важное значение имеет наличие ясности, логичности, системного правового единства как среди материальных, так и процессуальных (формальных) норм.
Согласно статье 398.1 КАП, административное задержание, то есть ограничение на короткий срок свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, при признании такой меры необходимой для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном проступке или для обеспечения исполнения постановления по делу об административном проступке, исключая предусмотренные законом случаи.
В статье же 398.1.1 данного Кодекса отмечается, что административное задержание осуществляется должностными лицами соответствующего органа исполнительной власти Азербайджанской Республики при совершении лицом мелкого хулиганства, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника полиции, военнослужащего, появлении лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали нетрезвом состоянии, нарушении правил охоты, рыболовства и правил охраны рыбных ресурсов.
Административное задержание является одной из мер, предусмотренных в целях пресечения административных проступков, установления личности, при невозможности составления протокола об административном проступке на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных проступках (статья 396 КАП).
В специальной части КАП не предусмотрены нормы материального права, определяющие появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии как действие (проступок), являющееся основанием для административной ответственности.
Это приводит к применению меры по обеспечению производства по делу об административном проступке, являющемся основанием для ограничения права на свободу, за действие, не предусматривающее привлечения к административной ответственности и административному взысканию лица, фактически не совершившего правонарушение.
Согласно статье 28 Конституции Азербайджанской Республики, каждый обладает правом на свободу. Право на свободу может быть ограничено только в предусмотренном законом порядке путем задержания, ареста или лишения свободы (части I, II статьи 28 Конституции). В части II статьи 71 Конституции закреплено, что никто не может ограничить осуществление прав и свобод человека и гражданина.
Как видно, несмотря на то, что за появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии специальной частью КАП не предусмотрена норма материального права, являющаяся основанием административной ответственности, его наличие как проступка среди других административных проступков, определяющих применение административного задержания по статье 398.1.1 того же кодекса, с одной стороны, не соответствует части I, II статьи 28 и части II статьи 71 Конституции, с другой же стороны, нарушая системное единство материальных и процессуальных норм является причиной отрицания нормой процессуального права нормы материального права. Вместе с тем это не приводит с точки зрения целей КАП к получению какого-либо правового результата, к тому же это превращает указанный процессуальный порядок в юридический инструмент, что приводит к нарушению требований Конституции Азербайджанской Республики о том, что нормативно-правовые акты должны основываться на праве и справедливости (равные отношения к равным интересам), и о том, что законы не должны противоречить Конституции (часть I, III статьи 149 Конституции).
Конституционный Суд также отмечает, что, согласно пункту 17 части I статьи 94 Конституции, полномочие в области определения преступлений и иных правонарушений, установления ответственности за их совершение принадлежит Милли Меджлису Азербайджанской Республики. В ходе осуществления этого полномочия обязательным условием является соблюдение выдвижения норм процессуального права из норм материального права и их соответствие им.
Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики приходит к такому выводу, что положение статьи 398.1.1 Кодекса об Административных проступках Азербайджанской Республики «…появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии» ввиду того, что в специальной части этого же Кодекса не предусмотрена норма, определяющая ответственность за данное действие (проступок), не соответствует частям I, II статьи 28, части II статьи 71, статье 80, частям I, III статьи 149 Конституции Азербайджанской Республики и должно быть признано утратившим силу.
Руководствуясь частями III, IX и X статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 52, 62, 63, 65, 67, и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики:
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
1. Признать утратившим силу положение статьи 398.1.1 Кодекса об Административных проступках Азербайджанской Республики  «…появление лица в общественных местах в унизительном для достоинства человека и оскорбительном для общественной морали в нетрезвом состоянии» ввиду того, что в специальной части этого же Кодекса не предусмотрена норма, определяющая ответственность за данное действие (проступок), что не соответствует частям I, II статьи 28, части II статьи 71, статье 80, частям I, III статьи 149 Конституции Азербайджанской Республики.
2. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
3. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской республики».
4. Постановление окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом. 
 
 Председательствующий                                    Фархад Абдуллаев