Постановления

19.04.02 О статье 420.3 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
П О С Т  А Н О В Л Е Н И Е
 
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О статье 420.3 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики
 
 
19 апреля 2002 года                                                                                               город Баку
 
Конституционный Суд  Азербайджанской Республики в составе  Х.Гаджиева  (Председатель), судей: Ф.Бабаева, Б.Гарибова, Р.Гваладзе (судья-докладчик), И.Над­жафова, С.Салмановой и А.Султанова,
с участием секретаря суда И.Исмайлова,
законных представителей заинтересованных субъектов в особом конституционном производстве, судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики М.Агазаде и сотрудника отдела административного и военного законодательства Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Э.Аскерова,
эксперта, профессора кафедры уголовного процесса юридического факультета Бакинского Государственного Университета доктора юридических наук Р.Ис­кендерова
в соответствии с частью IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел в открытом судебном заседании конституционное дело по запросу Верховного Суда Азербайджанской Республики от 13 марта 2002 года № 8-2/2002 о толковании статьи 420.3 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики.
Заслушав по делу доклад судьи Р.Гваладзе, выступления законных представителей заинтересованных субъектов в особом конституционном производстве М.Агазаде и Э.Аскерова, заключение эксперта Р.Искендерова, рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд Азербайджанской Республики
 
У С Т А Н О В И Л:
 
В связи с трудностями, возникающими в судебной практике при применении статьи 420.3 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики Верховный Суд Азербайджанской Республики в запросе просит дать толкование данной статьи.
В материалах дела имеются заверенные Аппаратом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики официальные тексты статей 87, 409, 420 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики.
Конституционный Суд Азербайджанской Республики отмечает следующее.
Согласно статье 420.3 Уголовно-Процессуального Кодекса при направлении уголовного дела, материалов упрощенного досудебного производства или жалобы в порядке частного обвинения на новое судебное разбирательство в суд апелляционной инстанции решение, ухудшающее положение осужденного, может быть принято только в случаях, указанных  в статье 420.2 настоящего Кодекса.
Статьей 420.2 Кодекса предусмотрено, что в ходе рассмотрения нового дела судом первой инстанции с участием присяжных заседателей усиление наказания или применение закона о более тяжком преступлении допускается только в случае отмены первоначального приговора по кассационному протесту государственного обвинителя.
Из содержания указанных статей видно, что решение суда, ухудшающее положение осужденного, может быть отменено только по кассационному протесту государственного обвинителя и только в этом случае суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела может ухудшить положение осужденного.
Таким образом, потерпевший фактически лишается права обращения в суд кассационной инстанции с жалобой по основаниям, отягчающим положение осужденного.
Следует отметить и то, что согласно статье 87.6.14 Уголовно-Процессуаль­ного Кодекса потерпевший имеет право без каких-либо ограничений подать апелляционную и кассационную жалобу на приговор и другие решения суда. Согласно же статье 392.2 Уголовно-Процессуального Кодекса потерпевший в апелляционной жалобе вправе ставить вопрос об ухудшении положения осужденного или оправданного лица. Между тем, вопреки требованиям указанных статей, в статьях 383.1.5 и 409.4 этого Кодекса потерпевшему предоставлено лишь право на подачу апелляционной и кассационной жалоб в пределах требований, выдвинутых им в суде первой инстанции.
Конституционный Суд считает, что положения статьи 420.3 Уголовно-Про­цессуального Кодекса противоречат целому ряду норм Конституции Азербайджанской Республики, международно-правовых актов и Уголовно-Процес­суаль­ного Кодекса.
Конституция Азербайджанской Республики (статья 12), основываясь на принципах правового государства, провозглашает обеспечение прав и свобод человека и гражданина высшей целью государства.
Государство гарантирует защиту прав и свобод каждого (часть II статьи 26 Конституции), создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства.
Ограничение в Уголовно-Процессуальном Кодексе права потерпевшего на обжалование в вышестоящий суд судебного решения по мотивам отягчения наказания или применения закона о более тяжком преступлении, по существу, ограничивает конституционное право лица защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами и средствами (часть I статьи 26 Конституции).
Это положение Уголовно-Процессуального Кодекса не соответствует и статье 60 Конституции, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом Конституционный Суд считает необходимым отметить, что согласно данной норме Конституции право на судебную защиту не подлежит какому-либо ограничению и применимо во всех судебных инстанциях.
В международном праве судебная защита понимается как эффективное восстановление независимым судом нарушенных прав путем справедливого судебного разбирательства (статья 8 Всеобщей Декларации Прав Человека, пункт 1 статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Таким образом, согласно требованиям Конституции Азербайджанской Республики и международно-правовых актов правосудие по своей сути должно соответствовать понятиям справедливости и обеспечивать эффективное восстановление в правах. Ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и ограничение права подачи жалобы на такое решение не соответствует принципу справедливости.
Закрепление в Уголовно-Процессуальном Кодексе фактического запрета обращаться в суд кассационной инстанции на решение суда по основаниям,  ухудшающим положение осужденного означает для потерпевшего обязанность подчиниться незаконному, необоснованному и несправедливому решению суда.
Согласно части I статьи 68 Конституции права лица, пострадавшего от преступления, а также от злоупотребления властью, охраняются законом. Пострадавшее лицо имеет право участвовать в осуществлении правосудия и требовать возмещения причиненного ему ущерба.
Особый интерес потерпевшего заключается в восстановлении всех его прав, нарушенных в результате совершения преступления, в компенсации нанесенного ему не только материального, но и морального ущерба.
В уголовном процессе потерпевший, являющийся заинтересованной стороной в раскрытии преступления, выявлении истины, разоблачении обвиняемого, правильной квалификации его деяний и определении ему справедливого наказания за совершенное преступление, выступает в качестве стороны, противостоящей обвиняемому. Это обстоятельство требует обеспечения состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде, предоставления им необходимых процессуальных полномочий для защиты своих прав.
Осуществление правосудия на началах принципа состязательности нашло свое закрепление в Конституции (статья 127) и Уголовно-Процессуальном Кодексе (статья 32).
В указанной статье Уголовно-Процессуального Кодекса подчеркивается, что уголовное судопроизводство в Азербайджанской Республике осуществляется на основе состязательности сторон обвинения и защиты.
Право на состязание подразумевает использование состязающимися сторонами равных средств и возможностей для обоснования своих позиций и требований, признание за каждой стороной права на оспаривание позиций и требований другой стороны.
Процессуальное равенство означает, что в судебном процессе сторона обвинения в ходе доказывания обвинения, связанного с уголовным преследованием, а сторона защиты – при опровержении обвинения, обладают одинаковыми правами. Потерпевший, как и обвиняемый (осужденный) вправе высказывать свои  предложения по всем вопросам, возникающим в судебном заседании, в том числе относительно юридической квалификации деяния обвиняемого и итогового судебного решения (статья 32.2.3).
Предоставление в Уголовно-Процессуальном Кодексе обвиняемому, а в последствии осужденному, права без каких-либо ограничений высказывать свои предложения относительно юридической квалификации преступления и меры наказания и отсутствие у потерпевшего таких прав неоправданно ограничивает конституционное право потерпевшего на судебную защиту, нарушает принцип осуществления правосудия на началах состязательности и равноправия сторон перед судом.
Положения статьи 420.3 Уголовно-Процессуального Кодекса ставят обеспечение прав потерпевшего в фактическую зависимость от позиции государственного обвинителя. А это ограничивает права независимой стороны уголовного процесса-потерпевшего. С другой стороны,  ни одна из норм Уголовно-Процессуального Кодекса не наделяет государственного обвинителя правом представлять интересы потерпевшего.
Статьей 84.4 Уголовно-Процессуального Кодекса установлено, что прокурор, проводивший предварительное следствие или осуществлявший процессуальное руководство предварительным расследованием по уголовному делу, не может участвовать в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. Однако это обстоятельство, с учетом существующего фактического процессуального положения государственного  обвинителя, не обеспечивает всестороннюю  защиту прав потерпевшего.
На основании изложенного, Конституционный Суд приходит к выводу, что поскольку право потерпевшего на подачу жалобы в вышестоящую судебную инстанцию по мотивам мягкости наказания или применения закона о более тяжком преступлении основывается на требованиях Конституции,  данное право должно найти свое закрепление в Уголовно-Процессуальном Кодексе.
Согласно пунктам 1 и 6 части I статьи 94 Конституции Азербайджанской Республики общие правила по вопросам пользования правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в Конституции, государственных гарантий этих прав и свобод, а также судопроизводства и исполнения судебных решений устанавливаются Милли Меджлисом Азербайджанской Республики.
Конституционный Суд Азербайджанской Республики, руководствуясь частью IV и VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 66, 75, 76, 78, 80, 81, 83 и 85 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде»
 
П О С Т А Н О В И Л:
 
1. Принимая во внимание, что закрепленное в статьях 12, 60 и 68 Конституции Азербайджанской Республики право потерпевшего на подачу в вышестоящую судебную инстанцию жалобы относительно ухудшения положения осужденного ограничиваются нормами Уголовно-Процессуального Кодекса (383.1.5, 409.4, и 420.3), рекомендовать Милли Меджлису Азербайджанской Республики с учетом положений настоящего Постановления и Постановления Конституционного Суда “О статьях 87.6.14, 89.4.12, и 422.3 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики” от 19 марта 2002 года внести соответствующие изменения в Уголовно-Процессуальный Кодекс Азербайджанской Республики.
2. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
3. Постановление подлежит опубликованию в газете «Азербайджан» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».
4. Постановление Конституционного Суда Азербайджанской Республики окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или должностным лицом.
 
 
 Председательствующий                                                     Ханлар Гаджиев