Постановления

20.04.99 О толковании понятия «организованная группа», закрепленного в Уголовном Кодексе Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О толковании понятия «организованная группа»,

закрепленного  в Уголовном Кодексе Азербайджанской Республики

20 апреля 1999 года                                                                       город Баку

Конституционный Суд Азербайджанской Республики в составе Х.Гаджиева (Председатель),  судей: Ф.Бабаева, Б.Гарибова, Р.Гваладзе, Э.Мамедова (судья-док­лад­чик), С.Салмановой, А.Султанова,

с участием секретаря судебного заседания И.Исмайлова,

законных представителей субъекта, заинтересованных в специальном конституционном производстве, заместителя председателя Верховного Суда Азербайджанской Республики О.Магсудова и судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики В.Назарова,

специалистов: начальника управления по надзору за следствием Прокуратуры Азербайджанской Республики Х.Алиханова, исполняющего обязанности начальника следственного управления Министерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики А.Мамедова, начальника следственного отдела Министерства Национальной Безопасности Азербайджанской Республики Р.Мансурова,

эксперта, кандидата юридических наук, доцента кафедры уголовного права Бакинского Государственного Университета Р.Шамсизаде,

в открытом судебном заседании в порядке специального конституционного производства в соответствии с частью IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел конституционное дело в связи с запросом Верховного Суда Азербайджанской Республики от 3 марта 1999 года №5-1/99 о толковании понятия “организованная группа”, имеющегося в статьях 37, 93.3-93.8 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики.

Заслушав и обсудив доклад судьи-докладчика Э.Мамедова, выступления законного представителя субъекта заинтересованного в специальном конституционном производстве, О.Магсудова и В.Назарова, а также заключение специалистов Х.Алиханова, А.Мамедова, Р.Мансурова, эксперта Р.Шамсизаде, Конституционный Суд Азербайджанской Республики    

У С Т А Н О В И Л:

В пункте 2 статьи 37 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики совершение преступления организованной группой предусмотрено в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. Законом Азербайджанской Республики от 7 апреля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс и другие кодексы Азербайджанской Республики с целью совершенствования законодательства» в Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики  включен раздел второй – А «Преступления против собственности». В частях IV статей 93.3-93.8 этого раздела, совершение преступления организованной группой дано как квалифицирующий признак. Ввиду неоднозначного понимания организованной группы в судебной практике Верховный Суд Азербайджанской Республики в своем запросе просит дать его толкование.

В конституционном деле в связи с запросом имеются официальные тексты вышеуказанных статей Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики, постановление Милли Меджлиса Азербайджанской Республики от 11 апреля 1995 года «О порядке применения некоторых норм Уголовного Кодекса Азер­бай­джанской Республики», достоверность которых подтверждена Аппаратом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

Из имеющихся в деле документов видно:

В статье 37 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики среди 11 обстоятельств отягчающих ответственность при назначении наказания указано и совершение преступления организованной группой;

В частях IV статей 93.3 (кража), 93.4 (грабеж), 93.5 (разбой), 93.6 (вымогательство имущества), 93.7 (мошенничество) и 93-8 (хищение чужого имущества путем присвоения или растраты) Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики совершение преступления организованной группой предусмотрено в качестве квалифицирующего признака соответствующего преступления.

Однако, несмотря на то, что выражение «организованная группа» неоднократно используется в Уголовном Кодексе Азербайджанской Республики, его понятие не раскрыто ни в одном законе Азербайджанской Республики, включая Уголовный Кодекс.

При таком положении для того, чтобы дать толкование понятия «ор­га­ни­зо­ванной группы» необходимо проанализировать некоторые положения, которые имеются в действующем законодательстве Азербайджанской Республики, а также некоторые подходы, которые бесспорно могут быть приняты с целью право применения.

В Уголовном Кодексе Азербайджанской Республики предусмотрено несколько видов преступных групп: группа лиц, группа лиц по предварительному сговору и организованная группа. Все эти виды преступных групп имеют общий родовой признак – совершение преступлений со стороны группы лиц, то есть с участием двух и более лиц. Вместе с тем, эти группы отличаются друг от друга другими характерными для них признаками. Они дают возможность использовать эти формы соучастия в совершении преступлений либо в качестве обстоятельства, отягчающего уголовную ответственность, либо в качестве квалифицирующего признака совершения  какого-либо преступления.

По сравнению с другими видами преступных групп с точки зрения возможности создания угрозы общественной безопасности группа лиц является наименее опасной. Ее принято рассматривать наиболее простой формой соучастия в совершении преступления со стороны преступных групп. Единственным признаком соучастия двух и более лиц в совершении преступления в составе такой преступной группы является наличие между ними простого согласия на совместное совершение преступления безотносительно ко времени и месту достижения этого согласия. Соучастие в совершении преступления в составе группы лиц возможно при их случайном объединении, в том числе при внезапном возникновении какой-либо ситуации, а также из чувства ложно понятой солидарности.

Группа лиц по предварительному сговору стоит между группой лиц и организованной группой и содержит в себе некоторые признаки, свойственные  этим двум крайним видам преступных групп.

Группа лиц по предварительному сговору и организованная группа являются более сложными формами объединения двух и более лиц с целью совершения одного или нескольких преступлений.  Их отличие от обычной группы лиц заключается прежде всего в наличии предварительного сговора. Согласие на совместное совершение преступления здесь достигается заранее, до его реального совершения. В этих группах существует определенный временной промежуток между принятием решения о совершении группового преступления и его реальным выполнением.

Другим обязательным признаком группы лиц по предварительному сговору и организованной группы является их устойчивость. Однако их устой­чивость отличается друг от друга. Так, состав группы лиц по пред­ва­рительному сговору менее стабилен, члены группы свободно выходят из нее и так же легко могут появляться здесь новые члены. Свойственные же организованной группе стабильность состава и организационных структур, сплоченность ее членов, постоянство форм и методов преступной деятельности значительно затрудняет вхождение в группу новых членов, резко отрицательное отношение других членов группы создает серьезную проблему выхода кого-либо из группы, увеличивает вероятность длительности времени и многоэпизодности сов­местной преступной деятельности.

Присущие группе лиц по предварительному сговору и организованной группе особенности создают свойственную каждой из них особую психологическую атмосферу. Так, в отличие от группы лиц в группе лиц по предварительному сговору можно легко различить организованность, а также наиболее активных и авторитетных членов группы. В ней ярче выражены антиобщественная установка и, наряду с личными, зарождение деловых отношений среди соучастников по поводу совместного совершения преступлений. Для организованной же группы, как более совершенного вида преступной группы,  характерны такие особенности как: распределение ролей при совершении преступлений; выдвижение лидера, организатора и руководителя группы; соблюдение строгой дисциплины в группе; общность преступных намерений; выработка схожих ориентиров поведения, опирающихся на единые ценности;  замена личных отношений между членами группы на деловые, основанные на совместном совершении преступлений; выработка плана совершения преступлений; тщательная подготовка к совершению преступления; заблаговременное определение способа совершения преступления; возможность использования сложных способов совершения преступлений; согласованность действий при совершении преступления в соответствии с подготовленным планом; распределение преступных доходов в соответствии с положением лица в структуре группы, а нередко и создание в ней специального денежного фонда.

Банда является наиболее опасной формой организованной группы. В подпункте "а" пункта 3 Постановления Милли Меджлиса Азербайджанской Рес­публики "О порядке применения некоторых норм Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики" от 11 апреля 1995 года предусмотрено: "необходимые признаки банды: наличие двух или более лиц; устойчивое организационное единство между соучастниками; наличие огнестрельного или холодного оружия у одного из соучастников и знание об этом других соучастников; предварительное объединение соучастников с целью нападений (нападения)". Как видно из этого разъяснения, у банды есть все свойственные организованной группе основные признаки, а для разграничения банды от других форм организованной группы у участников банды должна быть цель совершить одно или несколько нападений, а также наличие огнестрельного или холодного оружия (хотя бы у одного члена, о котором знают другие).

Таким образом все отмеченные выше общие признаки достаточно полно характеризуют организованную группу и в ответ на запрос Верховного Суда Азербайджанской Республики позволяют дать необходимое толкование соответ­ствующих положений Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики.

Конституционный Суд Азербайджанской Республики на основании вышеизложенного и руководствуясь частью IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, а также статьями 75, 76, 78, 81, 83 и 85 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде»  

П О С Т А Н О В И Л :

1. Разъяснить, что: Под “организованной группой” применительно к Уголовному Кодексу Азербайджанской Республики следует понимать устойчивую преступную группу, состоящую из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;

Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать такие ее признаки как стабильность ее состава и организационных структур, сплоченность ее членов, постоянство форм и методов преступной деятельности.

2.  Для разграничения организованной группы от других видов преступных групп, наряду с другими особенностями, следует иметь в виду такие особенности организованной группы как: распределение ролей при совершении преступлений; выдвижение лидера, организатора и руководителя группы; соблюдение строгой дисциплины в группе; общность преступных намерений; выработка схожих ориентиров поведения, опирающихся на единые ценности; замена личных отно­шений между членами группы на деловые, основанные на совместном совершении преступлений; выработка плана совершения преступлений; тщательная подготовка к совершению преступления; заблаговременное определение способа совершения преступления; возможность использования сложных способов совершения преступлений; согласованность действий при совершении преступления в соответствии с подготовленным планом; распределение преступных доходов в соответствии с положением лица в структуре группы, а нередко и создание в ней специального денежного фонда.

3.  Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования.

4.  Опубликовать Постановление в газете «Азербайджан».

5. Постановление Конституционного Суда Азербайджанской Республики является окончательным, не может быть отменено, изменено или истолковано ни одним органом или лицом.

Председательствующий                                                     Ханлар Гаджиев