Qərarlar

23.07.04 О соответствии статьи 48 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики Конституции Азербайджанской Республики

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О соответствии статьи 48 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики
Конституции Азербайджанской Республики
 
 
23 июля 2004 года                                                                                                город Баку
 
Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Ф.Абдуллаева (председательствующий), Б.Гарибова (судья-докладчик), Ф.Бабаева, Р.Гваладзе, Е.Мамедова, И.Наджафова, С.Салмановой и А.Султанова,
с участием секретаря суда И.Исмайлова,
представителей сторон в конституционном судопроизводстве судьи Верховного Суда Азербайджанской Республики М.Агазаде, сотрудника Аппарата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики С.Керимова
в соответствии с частью III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики рассмотрел на открытом судебном заседании в порядке конституционного судебного производства конституционное дело по запросу Верховного Суда Азербайджанской Республики от 16 февраля 2004 года №8-1/2004, о соответствии статьи 48 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики статьям 41 и 42 того же Кодекса и статье 63 Конституции.
Заслушав доклад судьи Б.Гарибова, выступления представителей сторон в конституционном судопроизводстве М.Агазаде и С.Керимова, изучив и обсудив материалы конституционного дела, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
 
У С Т А Н О В И Л:
  
Верховный Суд Азербайджанской Республики в запросе отмечает, что согласно правилу, установленному статьей 48 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики, применение дополнительного наказания в форме лишения специального, воинского или почетного звания и государственных наград фактически осуществляется не судом, а посредством другого органа. А функция суда для подвержения лица такому виду наказания ограничивается направлением представления соответствующему государственному органу. Это противоречит положениям Конституции Азербайджанской Республики и нормам уголовного права о назначении уголовных наказаний лишь судебными приговорами.
Верховный Суд Азербайджанской Республики также считает, что такая мера, как лишение виновного лица специального, воинского или почетного звания и государственных наград, решением внесудебного органа не может быть расценена как наказание, примененное за совершение преступления. С другой стороны, направление судом представления в какой-либо орган одновременно с приговором или же после вынесения приговора с целью принятия дополнительных мер наказания относительно осужденного не предусмотрено в уголовно-процессуальном законодательстве.
Согласно вышеуказанному, Верховный Суд Азербайджанской Республики просит проверить соответствие статьи 48 Уголовного Кодекса статьям 41, 42 того же Кодекса и статье 63 Конституции Азербайджанской Республики.
В материалах дела имеются заверенные в Аппарате Милли Меджлиса Азербайджанской Республики официальные тексты статей 41, 42, 48 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики (Уголовный Кодекс).
В связи с запросом Пленум Конституционного Суда считает необходимым отметить следующее.
Согласно статье 80 Конституции Азербайджанской Республики, нарушение Конституции и законов, в том числе злоупотребление правами, предусмотренными Конституцией и Законами, или невыполнение указанных в них обязанностей, влекут установленную законом ответственность. С этой точки зрения, в более явной форме проявляется тяжесть ответственности, лишения и ограничений, предусмотренных как последствие негативного отношения за нарушение общественных отношений, защищенных уголовным законодательством.
Эффективность уголовно-правовых средств воздействия, применяемых против преступности, тесно связана с их пропорциональностью к индивидуальным особенностям лица, совершившего правонарушение, степени, характеру общественной опасности совершенного преступления, а также с индивидуализацией ответственности и наказания.
Наказание, как юридическое последствие преступления, выступает как показатель крайне отрицательного отношения со стороны государства на общественно опасное деяние, совершенное виновным лицом.
Согласно статье 41.1 УК, наказание есть мера уголовно-правового характера, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в создании установленных настоящим Кодексом лишений или ограничений прав и свобод этого лица.
Нужно отметить, что соразмерность, справедливость наказания, которое должно быть применено за совершенное преступное деяние, и возможность индивидуализации связаны с кругом видов наказаний, установленных в пределах системы наказания (статья 42 УК).
В зависимости от правил и условий применения, несения, а также от особенностей воздействия и правовой природы наказания в уголовном законодательстве подразделены на основные, основные и дополнительные, дополнительные.
Согласно статье 48 УК, если суд при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом характера преступления, личности виновного и других обстоятельств преступления признает необходимым лишить его специального, воинского или почетного звания и государственных наград, то он направляет соответствующее представление органу, присвоившему специальное, воинское или почетное звание и государственные награды.
А в статье 43 того же Кодекса, предусматривающей основные и дополнительные виды наказания, этот вид наказания указан в ряду видов наказания, применяемых только как дополнительное наказание (статья 43.3 УК).
Предусмотрение в уголовном законодательстве применения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания и государственных наград только в качестве дополнительного наказания, в первую очередь, служит для оказания с моральной точки зрения отрицательного воздействия на осужденного, усиления чувства раскаяния за совершенное деяние. Это наказание наряду с нанесением урона социальному авторитету осужденного лишает его материальных преимуществ, льгот и уступок, предусмотренных законодательством для лиц этой категории. Суть этого вида наказания также в оказании помощи в устранении конкуренции между оценками общества, данными лицу за поведение разного характера. Такой вид наказания также нашел свое отражение в уголовном законодательстве ряда стран (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и др.).
Нужно отметить, что законодатель к порядку применения этого вида наказания по сравнению с порядком применения других видов наказания относится иначе.
Из содержания статьи 48 УК становится ясно, что суд при признании необходимости применения этого вида наказания направляет представление соответствующему органу. Только этот вид наказания не применяется непосредственно по приговору суда.
Конституция Азербайджанской Республики наряду с признанием независимости полномочий и функциональных возможностей каждой государственной ветви не отрицает их совместную деятельность при решении вопросов, возникших перед обществом и государством (статья 7 Конституции).
Согласно статье 109 Конституции, награждение государственными наградами, присвоение высших воинских и высших специальных званий стоят в ряду полномочий Президента Азербайджанской Республики (пункты 23, 24 статьи 109).
Этот конституционный порядок также нашел свое отражение в соответствующем законодательстве Азербайджанской Республики, предусматривающем регулирование отношений, связанных со специальными, воинскими или почетными званиями и государственными наградами.
Так, согласно статье 2 Положения «О звании Национального Героя Азербайджана», утвержденного Законом Азербайджанской Республики от 15 июля 1992 года, пункту 5 Положения «О почетных званиях Азербайджанской Республики» (почетные звания Азербайджанской Республики были учреждены соответственно пункту 32 статьи 109 Конституции), утвержденному Указом Президента Азербайджанской Республики от 14 мая 1999 года, статье 3 Закона Азербайджанской Республики «Об определении почетного звания «Борец за Свободу Азербайджанской Республики», присвоение этих званий осуществляется Президентом Азербайджанской Республики.
Полномочие присвоения государственных наград, регулируемых согласно Закону Азербайджанской Республики «Об учреждении орденов и медалей Азербайджанской Республики», соответственно статье 9 Конституции также принадлежит Президенту Азербайджанской Республики.
В соответствующем законодательстве из анализа норм, регулирующих порядок присвоения и лишения специальных или воинских званий (статьи 9, 10 Закона Азербайджанской Республики «О воинской службе», статьи 6, 11 Положения «О категориях званий работников юстиции», утвержденное Законом Азербайджанской Республики от 6 декабря 1993 года, статьи 9.1, 11 Закона Азербайджанской Республики «О дипломатической службе», статьи 19, 29 Положения «О службе в государственных налоговых органах», утвержденное Законом Азербайджанской Республики от 12 июня 2001 года и др.), также видно, что высшие воинские и высшие специальные звания присваиваются Президентом Азербайджанской Республики.
Нужно отметить, что государственные награды и почетные звания отражают отношение, связанное с признанием и оценкой заслуг лица перед обществом и государством, и наряду с предоставлением в установленных в законодательстве случаях и порядке преимуществ, льгот и уступок обладают поощрительным свойством в обществе к такому качественному поведению. Согласно действующему законодательству, некоторые случаи, предусматривающие присвоение воинских или специальных званий, также отражают такое отношение.
Присвоение государственных наград, почетных званий, высших воинских и высших специальных званий осуществляется посредством актов (указ и распоряжение) Президента Азербайджанской Республики (статья 113 Конституции).
Из конституционных положений и анализа действующего законодательства видно, что принятие, изменение и отмена указов и распоряжений относятся к компетенции Президента Азербайджанской Республики. А вопросы, касающиеся соответствия этих самых актов Конституции или законам, согласно статье 130 Конституции Азербайджанской Республики, решаются Конституционным Судом.
Как видно, суды общей юрисдикции не вправе непосредственно решать вопросы, связанные с актами Президента Азербайджанской Республики. С этой точки зрения предусмотренный в статье 48 УК порядок применения наказания в связи с лишением почетных званий государственных наград, высших воинских и высших специальных званий, вытекает из конституционных норм и не может быть расценен как нарушение других конституционных норм, касающихся назначения наказания только по приговору суда (статьи 63 и 125 Конституции).
В противном случае это, отрицая норму Конституции, закрепляющую организацию государственной власти на основе принципа разделения властей, привело бы к незаконному вмешательству со стороны одной из ветвей власти в полномочия другой, а также в полномочия другого органа, входящего в эту ветвь власти.
Конституционный Суд также отмечает, что в законодательстве Азербайджанской Республики, регулирующем отношения, связанные с воинскими и специальными званиями, исключая высшие воинские и высшие специальные звания, присвоение других специальных и воинских званий возложено на соответствующие государственные органы (статья 19 Положения «О службе в государственных налоговых органах», статья 9.2 Закона Азербайджанской Республики «О дипломатической службе», статьи 52, 56, 59 и 64 Положения «О прохождении военной службы», принятое Законом Азербайджанской Республики от 3 октября 1997 года, пункт 5.2 «Правил присвоения степеней специальностей в государственных органах государственным служащим», принятый указом Президента Азербайджанской Республики от 3 сентября 2001 года и др.).
Согласно части V статьи 63 Конституции Азербайджанской Республики, никто не может быть признан без приговора суда виновным в совершении преступления. А в части I статьи 125 Конституции установлено, что судебную власть осуществляют посредством правосудия только суды.
А анализ статьи 48 УК дает основание прийти к такому выводу, что положение, предусмотренное в этой статье, устанавливает конституционный статус, круг полномочий субъектов, обладающих полномочиями присвоения воинских и специальных званий, в том числе одинаковый порядок в связи с применением наказания в виде лишения воинских и специальных званий, не различая порядок присвоения таких званий (как высших воинских, высших специальных, также и других военных и специальных званий).
С этой точки зрения, распространение положений этой самой статьи, также к случаям лишения специальных или воинских званий, выданных другими полномочными органами как дополнительное наказание, должно расцениваться, как его оставление вне сферы влияния статей 63 и 125 Конституции.
Наличие такого обстоятельства также не соответствует положению статьи 41.1 УК о назначении наказания по приговору суда.
В статье 507.6 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики определены меры, которые должен принять судья в связи с лишением осужденного специального или воинского звания, почетного звания, государственной награды. Согласно этой статье, если приговором предусмотрена необходимость постановки вопроса о лишении осужденного специального или воинского звания, почетного звания либо лишения осужденного государственной награды, судья направляет соответствующее представление и копию приговора суда органу, присвоившему осужденному специальное или воинское звание, почетное звание либо наградившему его государственной наградой. Как видно, эта статья УПК предусматривает обязанность судьи по применению статьи 48 УК.
Согласно пункту 17 части I статьи 94 Конституции, определение преступлений и иных правонарушений, установление ответственности за их совершение стоят в ряду общих правил, установленных Милли Меджлисом Азербайджанской Республики. Согласно части III статьи 149 Конституции, законы не должны противоречить Конституции.
С этой точки зрения, не принятие во внимание в достаточной степени или же отрицание принципов и идей, закрепленных в Конституции, в законах приводит к их несоответствию Конституции.
В связи с вышеуказанным Пленум Конституционного Суда приходит к такому выводу, что, принимая во внимание пункты 23, 24, 32 статьи 109 и статью 113 Конституции, положения статьи 48 УК Азербайджанской Республики должны быть признаны соответствующими статьям 63 и 125 Конституции лишь в случаях, если они распространяются только к высшим воинским и высшим специальным званиям, почетному званию и государственной награде.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда в этом постановлении, порядок лишения других воинских или специальных званий в Уголовном Кодексе Азербайджанской Республики как дополнительное наказание суда, согласно пункту 17 части I статьи 94 Конституции, должен определяться Милли Меджлисом Азербайджанской Республики.
Руководствуясь частями III и IX статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 60, 62, 63, 65, 66, 67 и 69 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде», Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
 
П О С Т А Н О В И Л:
  
1. Принимая во внимание пункты 23, 24, 32 статьи 109 и статью 113 Конституции, признать положения статьи 48 УК Азербайджанской Республики соответствующими статьям 63 и 125 Конституции лишь в случаях, если они распространяются только к высшим воинским и высшим специальным званиям, почетному званию и государственной награде.
2. Согласно правовой позиции Конституционного Суда в этом постановлении, рекомендовать Милли Меджлису определить порядок лишения других воинских или специальных званий в Уголовном Кодексе Азербайджанской Республики как дополнительное наказание суда.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
4. Постановление опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети», «Бакинский рабочий» и в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».
5. Постановление окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом. 
 
 
Председательствующий                                                    Фархад Абдуллаев